В погожие майские дни Винницкий театр кукол собрал спектакли из разных стран на восьмой международный фестиваль театров кукол «Подiльська лялька-2013″. Фестиваль в Виннице – это радушные хозяева, замечательная детская аудитория, насыщенная фестивальная программа: три спектакля в день для этого фестиваля норма, а был день, когда мы посмотрели и пять постановок.
Естественно, одна сцена не могла обеспечить столь жесткий график, и спектакли показывали на трех площадках: в кукольном театре, в музыкально-драматическом театре им. Н.Садовского и в городском дворце искусств «Заря».
Гостеприимный театр-хозяин фестиваля, Винницкий театр кукол, имеет крохотное помещение, он буквально ютится на первом этаже жилого дома (да и то не весь этаж принадлежит винницким кукольникам). Но посмотрите, как любовно и красиво оформлена та часть здания, которая принадлежит театру, и фасад, и служебный вход.
Хорошо бы, конечно, иметь более просторное помещение, но квадратные метры, как известно, не главное, а главное – атмосфера.
Винничане создали в своем театре сердечную, дружелюбную атмосферу, они удачно сочетают радушие гостеприимных хозяев и серьезное отношение к делу, которым заняты: и к театру, и к фестивалю.
Восьмая «Подiльська лялька» предложила гостям и участникам не только насыщенную программу спектаклей, но и публичное обсуждение членами жюри конкурсных постановок и много общения: организаторы предоставляли театрам-участникам редкую по нынешним временам возможность быть на фестивале от начала до конца и, таким образом, стать не только исполнителями, но и зрителями фестивальной программы.
Шестнадцать из восемнадцати конкурсных спектаклей, которые мне удалось посмотреть, оставили разные впечатления.
Порадовали две «взрослых» постановки первого дня по известному рассказу Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Брянский театр кукол показал зрелищный спектакль (режиссер П.Акинин, художник О.Сидоренко), который принес коллективу третью премию.
Украшением брянской постановки стала игра Е.Софроновой (Розовая Дама, живой план), с точной, естественной интонацией (приз «Лучшая женская роль»).
Мне, правда, не понравились куклы, особенно мальчик. Кукла может быть некрасивой, но она не должна быть непривлекательной. Впрочем, возможно, это дело вкуса.
Второй спектакль по тому же материалу показали студенты Киевского университета театра, кино и телевидения им. И.Карпенко-Карого (режиссер М.Урицкий, художник О.Филончук).
Главные герои этой истории:
Постановка киевлян получилась более цельной, чем у брянцев. Прежде всего благодаря тому, что выбран и четко проведен через весь спектакль основной прием: передача смысла, эмоций – всё здесь идет через куклу (при том, что живой план тоже активен).
В этой постановке игра с куклой хорошо разработана, в ней много мелких и точных подробностей. Они больше удались В.Никитюку, очень способному молодому артисту.
А вот третий спектакль из стартовой тройки, «Муха-Цокотуха» Николаевского частного театра кукол «ИстАрт» (режиссер и художник А.Солоняк), оставил странное ощущение. Вся история вертится вокруг денежки. Вот она какая огромная, прям главная героиня.
Меркантильные мухины гости – еще куда ни шло.
Но денежными интересами мотивируются поступки всех героев, включая Комара. Получилась не инсценировка сказки Чуковского, а пародия на нее, не слишком находчивая. В ней, кстати, Комар не только расчетлив, но и труслив. Это не он спасает Муху от Паука, а она его – огрев злодея самоваром по голове.
Для невзыскательного взрослого зрителя еще может сойти, но адресовать подобную историю малышам от 3-х лет (так указано в программке) – это, извините, педагогическое преступление. Что вынесут дети с такого спектакля? Что культ денег – это норма, что бой-баба и мужчина-слабак – это в порядке вещей? Ничего себе — воспитание театром…
Второй день фестиваля начался с яркого, азартного спектакля Дагестанского государственного театра кукол «Тайна персиковой косточки» Ш.Маллаевой (режиссер А.Басов).
Легко, ненавязчиво и внятно артисты донесли до маленького зрителя сюжет и смысл сказки о доброй девочке и злом эмире (приз «За сохранение национальных традиций»).
Как и сюжет, куклы в этом спектакле незатейливы (художник Б.Умарова). Тем заметнее точная работа актера с куклой. Очень хороши и функциональны сцены в живом плане. Они помогали избежать излишней прямоты, назидательности.
Жаль только, что в этом симпатичном спектакле скомкан финал. Эмир просит прощения и – становится добрым. Но преображает не слово, а дело. Лучше бы превращение злого героя в доброго происходило через поступок.
Спектакль В.Миодушевского «Хитроумный солдат» Владимирского областного театра кукол (режиссер А.Ложкин) я смотрела с огромным зрительским удовольствием. Прежде всего, в нем выразительные куклы, с юмором поданные. Вот портрет старушки:
А это она сама:
Кот:
Смотрите, какие выразительные куклы (художник С.Королева): только ракурс изменить – и совсем другое настроение.
В спектакле владимирцев хорошо выстроенное и в хорошем темпе развивающееся действие, много остроумных, внятных по смыслу приемов.
Самая яркая краска в палитре спектакля – игра актеров (исполнитель ролей Солдата и Волка П.Питиримов получил приз «За лучшую мужскую роль»).
Актеры Киевского частного театра кукол «Равлик» («Улитка») сыграли спектакль «Скоро весна» Ю.Титарова (режиссер Ю.Титаров, художник В.Никитин), инсценировку румынской сказки про снеговика.
Лесное зверье страдает от зимней стужи, и тогда снеговик отправляется будить Солнце, которое принесет весну, хотя и узнаёт по дороге, что сам он растает с приходом тепла.
Актеры разыграли трогательную и немножко грустную историю интонационно и психологически точно (С.Красный, сыгравший Зайца, получил приз «За лучшую эпизодическую роль»).
Только в образе Снеговика не было развития, а его требовал сюжет: ведь герой отправляется в путешествие, не подозревая о грозящей ему опасности, узнаёт о ней уже в пути, но всё равно идет к Солнцу.
Хозяин фестиваля Винницкий театр кукол показал спектакль «Старик с крыльями», который поставила Л.Земелько (в его основе инсценировка А.Курейчиком рассказа Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями»), которую жюри отметило второй премией. Сперва кажется, что, адресуя свою работу старшеклассникам, театр ошибся: произведения Маркеса по проблематике, а тем более по стилистике – литература для взрослых. Но в спектакле внятно читаются темы, вполне доступные подросткам: мечта и обыденность, душевная чуткость и глухота.
Два полюса этой истории – человек с крыльями и циркач, духовный порыв и приземленное развлечение. И еще толпа – всегда одна и та же, без лиц, без плоти (художник Т.Шабанова). Для взрослых старик так и остается загадкой. Самым внимательным и внемлющим оказывается подросший малыш: они со стариком прекрасно понимают друг друга без слов.
Спектакль привлекает серьезностью материала, стремлением подробно, разнообразно и внятно его воплотить. Последнее, однако, удалось частично: постановщик и актеры не всегда справлялись с обилием выразительных средств, более жесткий их отбор пошел бы спектаклю на пользу. Впрочем, исток этой проблемы в инсценировке. А.Курейчик небездарный, и что еще важнее – опытный драматург. Но в этой работе он не смог создать внятную систему смыслов.
В завершение второго фестивального дня студенты первого курса кафедры театра анимации Харьковского университета искусств им. И.Котляревского показали симпатичные миниатюры в технике театра рук под общим названием «Чудо-дерево» (художественный руководитель курса А.Инюточкин). Их работу жюри отметило призом «Дебют».
Все фотографии сделаны автором
(Далі буде)