00-миниатюра

НИКОЛАЕВ. КВАРТИРНИК В РУССКОЙ ДРАМЕ

КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС. ОТВЕТ РЕБРОМ

Три года назад, 25 января 2019 года, в Николаевском театре русской драмы состоялся первый квартирник. О проекте рассказывает автор этой идеи, директор — художественный руководитель театра Артем Свистун.02-Свистун

— Всё в мире меняется, меняются и формы в театральном искусстве. В нашем театре активно работает не только большая сцена, но и Малая, и Камерная. Так что спектакли малого формата разнообразно представлены в афише театра. И нам захотелось создать камерный проект в неофициальном формате, но с активной театральной составляющей. Обсуждали эту идею с моим другом, разнообразно талантливым человеком, профессионалом своего дела Виктором Мозговым, который недавно возглавил Николаевский филиал Киевского национального университета культуры. И решили, что это будет действо на стыке театра, эстрады, с элементами импровизации и активным вовлечением зрителя в происходящее на сцене. Так и возник проект театрального квартирника. А в это время мы собирались открыть Камерную сцену в помещении музея и библиотека театра, так что и место для квартирника уже было готово…

За эти годы в формате квартирника, то есть с элементами театрального действа, прошли несколько творческих встреч: с режиссерами Артемием Кирсановым и Сергеем Дзюбой, с начальником городского Управления культуры Юрием Любаровым, следующий квартирник, 30 января этого года, будет с начальником областного Управления культуры Еленой Буберенко. На этих квартирниках они раскрываются перед нами как люди творческие…

03-Квартирник-писателейСентябрь 2021. Квартирник
Артемий Кирсанов, Валерия Борщевская, Сергей Дзюба

? — Прошло три года, общая идея проекта остается неизменной…

— Да. Квартирники по-прежнему не повторяются, каждый раз это новый сценарий, новое действо, оно происходит здесь и сейчас, и уже не повторится.

? — Но наверняка есть и перемены. Проект живет, развивается…

— Например, один из квартирников «Феминистическая трагикомедия», сперва получил продолжение в виде «мужского» варианта той же сюжетной идеи, — квартирника «Одна вторая» (в сюжетах действуют друзья, четыре супружеские пары, показаны женские «посиделки» в отсутствие мужей, и наоборот). А потом эти два квартирника, как один двухактный спектакль, вошли в репертуар театра. Как сейчас модно говорить, эти квартирники стали бестселлером: было уже более десяти показов.

? — Вначале драматургом и режиссером квартирников был только Виктор Мозговой…

— Он и сейчас основной драматург и постановщик проекта. Но мы привлекаем к работе и других режиссеров. Один из квартирников ставил Константин Гросман, новогодний квартирник в декабре 2021 года ставила Екатерина Богданова. Расширяется и список мест проведения квартирников. Сперва они проходили на Камерной сцене, летом 2020 года «Феминистическую трагикомедию» и «Одну вторую» мы показали в Летнем дворике театра, а новогодний квартирник месяц назад — в нашем театральном салоне.

Форма квартирника развивается, трансформируется в зависимости от конкретных обстоятельств. У нас есть задумки относительно развития проекта, которые пока не буду раскрывать.

? — Провокационный вопрос: а нет ли у Виктора Леонидовича намерения сделать квартирник с Вами?

- Ну, пока таких предложений не поступало (смеется). Но если в его портфеле замыслов есть такая идея, тогда нужно делать и квартирник Виктора Леонидовича.

04-Директорский-дуэт 05-Директорский-дуэтВот так два директора, два вдохновителя и создателя квартирников представляли публике квартирник в сентябре 2021

? — А лучше всего — двух директоров сразу. Тем более что успешная невольная репетиция такого «директорского» квартирника уже была: на представлении публике квартирника в сентябре 2021 года дуэт Артема Свистуна и Виктора Мозгового вызвал шумные аплодисменты публики.

* * *

Я спросила Виктора Мозгового, почему квартирник, если действие происходит не в квартире, а в театре.06-Мозговой

— Музыкальных квартирников много, когда люди собираются в реальной квартире, слушают музыку, песни. Эта форма имеет давнюю историю. Но театральных квартирников в нашем городе не было, проект в Николаевской русской драме — первый в этом жанре. Мы хотели, чтобы зрители ощутили происходящее как часть нашей жизни. На первом квартирнике мы полностью воссоздали обстановку общежития учебного заведения, связанного с театральным искусством. Там была двухъярусная кровать, ковер, общежитская мебель… На других квартирниках действие происходило то на квартирной кухне, то в гостиной, у камина с мягкими креслами, — чтобы создать уют и атмосферу, которая располагала бы к разговору.

В моей творческой жизни у этого проекта театрального квартирника была довольно долгая предыстория. Началась она с моего участия в КВНах. За плечами был пятнадцатилетний опыт работы с ассоциацией команд КВН Украины, я играл в разных украинских лигах. В КВНе актерам и режиссерам дается пять минут, и в этот короткий отрезок времени надо развернуть историю, от зарождения до завершения. Есть в моем багаже опыт создания коротких театральных сценок в Николаевском филиале Киевского национального университета культуры и искусств.

? — Почему Вы вдруг захотели делать эти сценки со своими студентами, чего Вам недоставало?

— Камерности. У нас в университете есть полуподвальное помещение. Тогдашний директор нашего филиала на свой страх и риск, а может быть, зная мою авантюрность, отдала его в мое распоряжение, мол, если хотите, что-то сделайте. И я сделал там черный кабинет. Потом отвоевал прилегающий коридор и полностью его перестроил в ланч-зону: мы покрасили стены, положили ковролин, оставили мешки, которые там были, чтоб на них сидеть. Если здесь, в этой зоне, — отдых-отдых, то через стенку сразу маленький театр. И в 2018 году мы начали на этой маленькой сцене показывать свои работы. Я даю задание всем своим студентам, которые проходят ивент-режиссуру, показать что-то на этой полуподвальной площадке. В ней нет карманов, занавеса, есть просто черный квадрат. Стены черные, пол черный, только потолок белый, но это временно. Есть идея и потолок сделать черным. Там некуда спрятаться, и надо всё настолько продумать, чтобы зрителю было интересно каждую секунду, потому что ему нечего делать, кроме как смотреть на актеров.

И вот Артем Александрович Свистун предложил мне сделать в театре квартирник, со своими студентами и с актерами театра. Это была стопроцентная авантюра, но он умеет уговаривать…

? — А почему авантюра?

— Для академического театра квартирник — откровенный неформат. Авантюра была в том, смогу ли я сделать такое представление естественным в этих стенах. Ведь зритель, идя в театр, ждет совсем другого формата. Он привык к тому, что есть сцена и зал, что между актером и зрителем расстояние метров двадцать, что есть занавес, первый-второй-третий звонок… А тут он заходит в помещение, а у нас чай, кофе, пряники. Мы приглашаем угощаться. Если во время спектакля вам захочется пойти налить себе чаю, пожалуйста, не стесняйтесь. Нас это не смутит, вы же у нас в гостях… Вот таких компромиссов, отступлений от привычной зрителю формы было много. И получится ли у меня сделать со своими студентами это действо в стенах театра, я еще не до конца понимал. И то, что авантюра удалась, случилось благодаря поддержке коллектива театра. Андрей Карай первым из артистов согласился участвовать в квартирнике. На первом квартирнике львиная доля драматических фрагментов были сыграны Андреем. Он сумел найти общий язык со студентами, предложил им разные варианты актерского взаимодействия, и они все сработали на одном дыхании. Час двадцать, практически одноактная пьеса, прошла на ура.

Авантюрность этого проекта еще и в том, что мы не повторяемся. Квартирник идет последний четверг каждого месяца. Единственный раз. Если вы не попали на этот квартирник, вы его уже не увидите. Каждый месяц — новый сценарий, с другими актерами.

Я немножко отличаюсь от постановщиков, работающих в театре. Они — театральные режиссеры, а я — ивент-режиссер, я делаю действие. Мне это интереснее.

На квартирнике, как и на камерном спектакле, зритель совсем рядом с актером. Но в камерной постановке есть разделение сцены и зрительного зала. А на квартирнике мы не просто рядом — мы все в одном пространстве. И это тоже авантюра, и для меня, как режиссера, и для актеров. Артисты, впервые участвующие в квартирнике, обычно спрашивают, что они могут и чего не могут делать. А я им: вы можете делать всё, но не забывайте, что и зритель в этом формате может делать всё, что захочет. И бросить вам реплику или вопрос, и подойти, поправить галстук, похлопать по плечу. А вы должны мгновенно среагировать и еще вписать этот неожиданный поворот в логику действия…

? — За годы существования проекта какие изменения произошли в форме квартирника?

— Для этой формы характерны короткие эпизоды. Длинные мизансцены здесь неинтересны, здесь быстро сказал, переключил внимание, зритель каждый раз видит новый поворот, новое движение сюжета. И чем более разнообразен этот веер перемен, тем зрителю интереснее. Это пришло в наш квартирник, в частности, из студенческих работ. Потому что студенты, как актеры, длинные дистанции еще не выбегают, они пока коротыши. Вот эти коротыши и создали формат. Первый квартирник, в принципе, собирался из таких вот коротеньких частей. И с каждым разом эпизоды разрастались, пока в конце концов мы не убрали это дробление и начали ставить в квартирнике четыре больших куска по двадцать минут. И каждый такой кусок — это уже добрая четверть моноспектакля. Четвертый, апрельский квартирник 2019 года назывался «Монолог для диалога». Он состоял только из монологов, которые впоследствии, я надеюсь, станут основами для моноспектаклей в этом театре. Играли Оксана Вронская, Виолетта Мамыкина, Юрий Грушенко, Дарья Шах и Елена Бондаренко, которая участвовала в двух наших квартирниках как литератор, исполнитель собственных текстов. Елена не актриса, но человек театра: она руководитель николаевского молодежного народного театра «СТУК».

? — То есть Вы приглашаете в исполнители не только актеров?

— Да. Центральной фигурой второго квартирника был начальник городского Управления культуры Юрий Любаров, человек разносторонний: талантливый литератор, музыкант. Мы с ним на пару раскрывали жанр стёба. Так вышло, что его отдали на откуп КВНу, а на театральных подмостках стёб — редкий гость. Любаров читал отрывки из своей прелестной повести «Закон Ома» — крохотные рассказики о характерах, поведении людей. Юрий Осипович с нашей актрисой Мариной Васильевой разыграли фрагмент из известной пьесы Александра Марданя «Аншлаг», сцену режиссера с актрисой, почему они играют такие бездарные вещи… В том же жанре стёба мы с молодыми актерами театра написали сценку, в которой звукорежиссер, чтобы подшутить над актерами, нарочно путает фрагменты фонограммы, и актеры, слыша знакомую музыку, выбегают на сцену и начинают автоматически играть заученную роль, а заметив, что попали не в свой спектакль, на ходу импровизируют. Зритель еще не был подготовлен к таким поворотам, и мне приходилось в режиме конферанса объяснять, что, друзья, такое может быть, а может и не быть, но если бы это было, это было бы вот так. Первые квартирники чувствовалась зрительская скованность, люди не привыкли к «открытому» формату, но со временем эта скованность уходит. Всему нужно время…

? — Приглашая человека участвовать в квартирнике, Вы ориентируетесь прежде всего на яркую личность?..

- Да. Потому что в таком формате очень тяжело удержать внимание зрителя. Или мне, как режиссеру, надо найти такие образы, сюжеты, идеи, в которых человек может найти себя. Или же это стопроцентно харизматическая личность, которая за несколько минут может расположить к себе любого человека.

07-Марек-и-Свистун 08-Марек-и-МозговойМарт 2019. Квартирник с Мареком Кощулеком

? — Типа польского режиссера и педагога Марека Кощулека, героя третьего квартирника, в марте 2019.

— Да, конечно. Кстати, с ним мы квартирник абсолютно не готовили. Марек был так загружен в тот свой приезд в Николаев, что я стоял под дверьми, ждал окончания очередной репетиции и просил хоть пары минут, чтобы объяснить, что мы будем делать. Но мало того, что не было подготовки, Марек за пять минут до начала изменил даже то немногое, о чем мы успели договориться. И я спокойно на это отреагировал, так как понимал: он справится, а я выкручусь. Легко идти на поводу у такого режиссера и актера, как Марек. Для меня была очень важна работа с таким человеком, у которой такой высокий темп, динамичность, эмоциональность, заразительность, настроенность на работу.

? — То есть Вы не диктатор, готовы идти за исполнителем?

— Без проблем. Когда на репетицию пятого квартирника я принес полностью готовый материал видео и звуковых файлов, двое актеров сказали, что им не нравится музыка, и предложили ее поменять. И мы стали искать музыку, чтобы им было комфортно. Надо дать возможность актеру показать себя, проявить свой творческий талант. Чтобы он самостоятельно искал и находил то, что подходит его роли, его настрою в этой роли. И так в каждом квартирнике.

? — Идейная основа квартирников в Николаевской русской драме понятна. Но не бывает правил без исключений. Та же «Феминистическая трагикомедия» прошла уже более десяти раз…

— Мы в самом деле выдерживаем принцип одноразового показа. Да, это маркетинг, это интрига. Повторы противоречат нашему замыслу, но «Феминистическая трагикомедия» имела такой зрительский успех, что ее показали второй раз, потом третий, а потом Артем Александрович Свистун вызвал меня и сказал, что, наверно, надо делать продолжение. А тут пандемия, карантины, потом, когда показ спектаклей возобновили, приближался конец сезона, и мы решили к «женскому» квартирнику добавить «мужскую» вторую часть и закрыть этим квартирником сезон на Камерной сцене. Потом объединили их в один спектакль, он вошел в репертуар театра. Спектакль будет немножко менять формат в зависимости от того, где его показывают. На Камерной сцене это будут два акта с антрактом, потому что подряд смотреть от начала до конца сложновато. А на открытом воздухе, в Летнем дворике, с соответствующей перебивкой, спектакль может идти без антракта.

Я всегда стараюсь соединить в квартирнике жизнь и театр. Например, в «мужской» части фразы персонажей «мы учились на вечернем, копали клумбы», — это моя жизнь, моя молодость. Это я, учась на вечернем в университете, копал клумбы, потому что хотелось подработать, купить эти джинсы… В другом квартирнике, в прекрасном дуэте Юры Грушенко и Виолетты Мамыкиной, эдакой «методичке», как супругам поссориться, в тексте Юры есть про шлем, про мотоцикл. И это правда, Юра действительно хочет купить Харлей, гонять на мотоцикле. Я взял это и вписал в текст. Актерам такое нравится, игра между жизнью и фантазией.

И песни, которые ребята пели в спектакле «Одна вторая», были из того времени, из 80-х. И зрители потом благодарили за песни. Но тут не только ностальгия по своей молодости. Сейчас молодые обращаются к этим песням, потому что они мелодичны. Кстати, на репетициях в зале постоянно кто-то сидел. Актеры слышали музыку, пение, и приходили слушать. Им нравилось — и исполнителям, и другим актерам.

? — Конечно. Это естественная тяга человека к мелодичности, которой недостает в нынешней музыке. И неудивительно: в периоды упадка что прежде всего рушится? В литературе — сюжет, в музыке — мелодия…

- Совершенно верно. Актерам было интересно работать в материале прошлого времени, которое они по возрасту не застали. Им удалось вызвать в себе ощущение тогдашних молодых, как они это всё сейчас вспоминают…

09-Мужской-квартирник 10-Мужской-квартирникМай 2021. Квартирник «Одна вторая»
Александр Аркавенко, Андрей Карай,
Григорий Черемушев, Юрий Грушенко

В квартирнике соединяются написанный, отрепетированный текст и импровизация. Я пишу текст, задаю ключевые моменты, чтобы эпизоды складывались в цельный сюжет, а между ними — актерская импровизация. В квартирниках с одним гостем, как, например, с Юрием Любаровым, другой расклад. У меня есть только вопрос, ответа я не знаю, ответ — у гостя, и в зависимости от того, что он ответит, я и раскручиваю разговор.

? — На «мужском» квартирнике я дважды влезла в действие. Не знаю, провоцировали Вы или нет, но ситуация явно взывала к ответным репликам зрителей…

— Да, мы провоцировали зрительский отклик вот именно в форме участия в действии. Это специально закладывается. Публика не всегда ощущает этот призыв, эту провокацию. Но за годы существования квартирника у нас уже появилась группа постоянных посетителей, они уже ощущают себя на одной волне с актерами и могут встать, подать реплику, переброситься с актерами парой фраз, и артисты всё свободнее «нарушают границу», чтобы жестом, мимикой пообщаться со зрителем. Лед постепенно тает с обеих сторон…

? — Когда во время спектакля Гриша Черемушев понавынимал из ящика просто божественной закуски, и я не выдержала: «Гриша, ты не бог — ты провокатор!», — я вообще-то…

— … но вообще-то мы ожидали другую зрительскую реакцию. ))) Мы предполагали, что зритель захочет попробовать разносолов. И тарелку припасли на этот случай…

? — Ну знаете, я отреагировала так, как отреагировала. ))) И если вы закладываете возможность вмешательства зрителя, то понимаете, что зритель может вмешаться как угодно. Вот как угодно зритель (то есть я) и влез. )))

— Если мы спровоцировали Вас «вмешаться» в действие, и Вам это было в удовольствие, значит мы всё сделали правильно. А насчет неожиданностей, которые сулит такая открытая форма… Когда мы начинали и директор театра собрал труппу, он сказал, что в новом формате актеры должны быть готовы к любой реакции зрителя. Это, кстати, отменная школа для артистов. И в разговорах со мной Артем Александрович не раз уже упоминал, что актеры, прошедшие школу квартирников, лучше готовы к возможным неожиданным ситуациям со зрителями на открытых площадках, когда чаще возможны нештатные ситуации.

? — Как Вы сформулируете педагогическую составляющую квартирника?

— Самоконтроль актера, помноженный на понимание зала.

? — Квартирники — это еще одна возможность актеру раскрыться, часто с непривычной стороны. И возможность зрителю разглядеть в актере то, что не всегда успеваешь заметить в «больших», многонаселенных спектаклях. Так, в «мужском» квартирнике здорово раскрылся Гриша Черемушев как лидер актерского состава постановки.

- Несмотря на то, что Андрей Карай сильный и раскрученный актер, всей группой квартирника ребята признали: Гриша, мы работаем на тебя, у тебя — кульминация сюжета, ты принес всё. И они действительно здорово сработали и ансамблем, и поддерживали друг друга в сольных эпизодах.

В квартирниках работают много молодых актеров, и зритель может увидеть их «крупным планом». И в данном формате они получают много свободы. Я такой режиссер, что люблю это и поощряю. Но, конечно, слежу, чтобы они не заигрывались. Я говорю: ребята, хотите поиграться — пожалуйста, но держите форму. Возможно, это и есть свобода. Я очень люблю эту свободу и у себя внутри, и в семье, и в театре. Я хочу ее генерировать. Не давить требованиями типа «ты должен это сделать». Если оно не идет — дай актеру возможность самому поискать, может, оно как-то по-другому покажется.

11-Мужской-квартирник 12-Мужской-квартирникА в конце «мужского» квартирника вернулись жены… :)

? — Это какое-то мерцание, на грани жизни и театра, реальности и фантазии.

— Именно так!. И вот эту грань надо всегда четко чувствовать, уметь ходить по лезвию ножа. Это очень сложно, но и безумно интересно!

? — Вы хотели бы сохранять формат квартирника как одноразового действа?

— Да. При всех за и против, это ход менеджера, маркетолога. Это ход еще и режиссера. Наверно, эксклюзивность, наверно, эпатажность. Я понимаю и надеюсь, что какие-то квартирники перерастут в спектакли и войдут в репертуар театра. Я их отпускаю, актеры будут их играть без меня. Так, как сейчас играют «Феминистическую трагикомедию». Я им уже не нужен, спектакль уже стал на колеса…

? — Одноразовый показ — это не только маркетинговый ход, это еще и предельное проявление самого специфического свойства искусства театра, которое и отличает его от всех остальных искусств, — его неповторимости… Единичность — это еще и формат, и жанр, и, наконец, мироощущение актера совершенно другое…

— Он очень сложный, этот жанр, но он классный! Высший или не высший, но это пилотаж!

* * *

Виктор Мозговой сказал, что на квартирнике может случиться всё. Так, квартирник с Мареком Кощулеком спонтанно перешел в тренинг. Или не спонтанно — поди их разбери, этих «квартирантов». Марек так вдохновил публику, что когда в конце квартирника Виктор Мозговой предложил тем, кто хочет, перейти на Камерную сцену и поучаствовать в тренинге, на сцену повалили все. Зрителем осталась одна я, проклиная свой фотоаппарат. Но снимать-то надо… :)13-Марек-тренинг 14-Марек-тренинг 15-Марек-тренинг

2019-2022