… С ПАРАДОМ ПРЕМЬЕР НА ФИНИШЕ
Прошлой осенью у меня был настоящий марафон по кукольным фестивалям: четыре фестиваля за месяц, – кировоградские «Вересневі самоцвіти», ужгородская «Інтерлялька», винницкая «Подільська лялька», днепропетровский «ДніпроПапетФест». А в конце года – смотр-конкурс «Премьеры сезона». Почти семьдесят спектаклей: драмы, комедии, пластические постановки, сказки для детей и взрослых, традиционные и экспериментальные работы, моноспектакли и постановки со многими персонажами, спектакли государственных и частных трупп, опытных и совсем молодых постановщиков… Невольно сложилась общая картина, её и попробую описать. Впрочем есть вещи, описанию не поддающиеся. У каждого фестиваля своё лицо, своя атмосфера. И если портрет фестиваля или хотя бы эскиз ещё можно набросать, то своеобразие атмосферы фестиваля описать невозможно. Но можно и нужно поблагодарить руководителей театров-организаторов фестивалей, – Григория Педько, Мирослава Петия, Михаила Байдюка, Валентина Фетисова: они и их коллективы сумели устроить праздник и зрителям, и участникам. Из общего скажу ещё общеизвестное и банальное, но это не фантазия, а ощутимая реальность: сообщество кукольников – дружная семья. Шальная мысль: интересно, дружат ли между собой куклы из разных театров?..
Кропивницкий
«Вересневі самоцвіти»
Каждый спектакль предваряла короткая сценка,
в которой хозяева представляли участников фестиваля
Официально это не отдельный фестиваль, а кукольная программа всеукраинского театрального праздника «Вересневі самоцвіти», но фактически самостоятельный фестиваль и по количеству участников, и по характеру, и по качеству программы. Из десяти представленных в ней спектаклей мне удалось посмотреть шесть. Первым из них был спектакль «Любовь к одному апельсину» В.Синакевича, который во дворе театра в окружении роз и каштанов показали студенты Днепропетровского театрально-художественного колледжа (руководитель курса и постановщик – Лилия Колтырина).
«Любовь к одному апельсину» В.Синакевича,
Днепровский театрально-художественный колледж
Начав программу уличным спектаклем, организаторы привлекали больше внимания к фестивалю, получали новых зрителей, чему способствовала и яркая форма действа, и в немалой степени – юность исполнителей, которых, судя по реакции публики, малыши воспринимали не артистами, а кем-то вроде старших братьев и сестёр, и весьма непосредственно реагировали на происходящее. Впрочем, как и сами будущие артисты, так что театральный дворик не делился на условную сцену и зал, а был единым игровым пространством, к удовольствию всех – и исполнителей, и малышей, и их родителей. А я подумала, что когда театр выходит на улицу, «в жизнь», он ко всем прочим своим замечательным функциям выполняет ещё одну: показывает нам, что театр – это театр, а жизнь – это жизнь, что «жизнь – театр» – это только метафора, а на самом деле жизнь – не театр, у них разные законы (не случайно с театром сравнивают только дурную жизнь, во всяком случае, в наше время).
«Наталка Полтавка» И.Котляревского,
Черкасский областной театр кукол
Сюжет «Наталки Полтавки» И.Котляревского знают все, и хоть кусочек традиционной постановки этой пьесы большинство из нас видело и точно знает, что никаких ангелов, чертей (шутов, петрушек), никаких гитар, рок-музыки и прочих карнавалов в этой истории нет, неоткуда им там взяться. Но – взялись. В «Наталке Полтавке» Черкасского областного театра кукол (режиссёр Ярослав Грушецкий, художник Карина Чепурная) эпизоды со всей этой чертовщиной перемежались с сюжетными, что можно понимать по-разному. Мне они показались вывернутой наизнанку душой человека и логично сочетались с сюжетными. Правда, я бы предпочла, чтоб они не так откровенно напоминали Гоголя, а то эта ассоциация сильно отвлекает внимание. Самым интересным в черкасской «Наталке» для меня было интенсивное, с богатой выдумкой поставленное и хорошо исполненное общение актёров с куклами, например, начальная сцена Наталки с Возным.
«Наймичка» по одноимённой поэме Т.Шевченко,
Кировоградский областной театр кукол
В теоретических разговорах о «наивном театре» обычно вспоминают известную фразу Канта, где он противопоставляет наивность притворству. По моим наблюдениям, в театральной повседневности наивным называют спектакль, поставленный без постановочных затей, когда мы видим на сцене примерно то, что нарисует наше воображение при чтении пьесы. Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что «наивные» спектакли недооценены, их непременно надо ставить для самых маленьких. Именно в таких бесхитростных историях ребенку легче всего ощутить живое общение с актёром. И это безумно важно в наш технологичный, виртуальный век, когда пространство непосредственного общения ссыхается на глазах…
В наивном спектакле почти всё решает точная интонация и её непременные спутники и союзники – верный темп и ритм. Кировоградскую «Наймичку» по одноимённой поэме Т.Шевченко (автор инсценизации и режиссёр Анатолий Поляк, художник Леся Терновых) я видела в третий раз, и снова – та же радость от актёрского существования Виктории Ставрианиди-Стогодюк и Ивана Кучерука в пространстве и времени постановки.
«Лиса и медведь» М.Супонина,
Криворожский городской театр кукол
Но одной удачной актёрской игры «наивному» спектаклю мало. Такая стилистика подходит простому сюжету с небольшим числом персонажей, тогда и спектакль получается лаконичным.
«Микита Кожум’яка» по пьесе А.Олеся,
Запорожский областной театр кукол
А когда сюжет разветвлённый, персонажей много, спектакль некороткий, как «Микита Кожум’яка» по пьесе А.Олеся Запорожского областного театра кукол (режиссёр Олег Лубенец, художник Людмила Зиновьева), наива недостаточно, чтобы надолго заинтересовать зрителя. Тем более, что это история патриотическая, то есть предсказуемая. У такого сюжета не достанет ресурсов долго удерживать зрительское внимание.
«Жирафа і Носоріг, або Чародій Марабу» Г.Хорста,
Херсонский областной театр кукол
Херсонский областной театр кукол показал маленьким кировоградцам сказку «Жирафа і Носоріг, або Чародій Марабу» Г.Хорста Херсонского областного театра кукол (режиссёр Борис Чуприна, художник Ольга Войткевич-Шевченко). Незатейливая история, милые куклы. Жаль только, что и окружавшая персонажей обстановка тоже пёстрая, отчего эти симпатичные зверушки терялись на её фоне.
(Далі буде)