«МЕРЕЖИВО КАЗКОВЕ» И «SCENE-FEST»
Два праздника закончились. Ну что, поговорим? :)
О спектаклях. Обычно сперва говорят о хорошем: что пришлось по душе и почему. А уже под конец, скороговоркой и неохотно, – о проблемах. А давайте я сначала поругаюсь, плюхну в бочку впечатлений ложку дёгтя, а уж потом заполню её мёдом. Потому что мёду было много и вкусного, так что если начну с него, добавлять дёготь в ту бочку рука уже вряд ли поднимется. Но ведь порция дёгтя была, и весьма внушительная…
О зрелище
Света было мало, и чаще всего никакого отношения к действию на сцене те сумерки не имели. А ещё – ну, почти всегда – свет был неподвижен как скала. Ощущение такое, что он выставлен раз и назавжды, а потом про него забыли. Освещалась середина сцены где-то до половины человеческого роста, а всё, что по бокам, в глубине, на авансцене и ниже пояса, терялось в густых сумерках, а то и вовсе тонуло во мраке. Мне показалось, что свет был выставлен на ширмовый спектакль. И такой постановке он оказался как раз впору. Но на все семнадцать спектаклей, виденных мною в Черкассах и Кропивницком, ширмовый был один… Тогда я решила, что, может, осветительная техника на площадках, где проходили показы, ничего больше дать не может. Спросила организаторов, оказалось, может. Тогда почему не даёт? Господа осветители, ну ведь банально же плохо видно. При таких элементарных просчётах говорить о световых акцентах и прочей световой партитуре бессмысленно…
В отличие от света, цвета было много. Разного. И это разноцветье отчасти компенсировало недостаток освещения. Но. Если света не хватало, разноцветья было чересчур, главное – далеко не всегда продуманного. И повторялось это так часто, что, без сомнения, дело не в просчётах отдельных художников в отдельных спектаклях. Тут проглядывает тенденция. И эта проблема посерьёзней проблемы со световой партитурой (то ли неисполнения, то ли вообще её отсутствия).
Во всех семнадцати спектаклях, которые я посмотрела, были интересные элементы, созданные художниками, – куклы, сценография, костюмы. Но часто возникала цветовая пестрота: актёры терялись на фоне декораций, куклы — на фоне декораций и актёрских костюмов…
У меня уже довольно давно сложилось впечатление, что многие художники, создавая кукол и декорации к спектаклю, воспринимают их как картинки, а не как элементы будущей театральной постановки. Потому и не ощущают их частью единого, причём динамичного целого, не обращают внимание на зрительное взаимодействие куклы с фоном (например, что особенно бросается в глаза, не учитывают, достаточен ли контраст по свету и цвету). Ребёнок этого, конечно, не поймёт. Но почувствует. Такая изначальная непродуманность зрительного ряда спектакля замутняет общее впечатление от постановки, что в спектаклях для детей особенно грустно. Это проблема прежде всего художников, но и режиссёров тоже. Они ведь не сразу получают готовое оформление спектакля и, наверное, могут увидеть проблемные моменты в зрительном ряде постановки на стадии эскизов…
Немного частностей
Отправляясь на мероприятие, всегда чего-то ожидаешь. К ожидаемым впечатлениям нередко добавляются и не ожидавшиеся, и неожиданные. Люблю их не меньше того, что жду и получаю от театра. Несколько таких частных мыслей о некоторых спектаклях будут неплохой связкой между дёгтем, уже вылитым в бочку моих фестивальных впечатлений, и мёдом, которым готовлюсь заполнить её до краёв. :)
«Вінні Пух, або Куди подівся Крістофер Робін»
Полтавский областной театр кукол
… Я всегда с опаской смотрю спектакль на материале известного кино: такие постановки, симпатичные сами по себе, часто не выдерживают сравнения с фильмом. Но вот Полтавский театр кукол показал спектакль «Вінні Пух, або Куди подівся Крістофер Робін» (режиссёр С.Шокин, художник Т.Владимирова), и это была не эксплуатация популярности оригинала, а самостоятельная постановка – и по актёрской игре, с её точной интонацией, и по сценографии (мне особенно приглянулось остроумное решение – стулья, задекорированные под лесную чащу).
«Бука»
Житомирский областной театр кукол
… Нередко слышишь нарекания на то, что спектакли кочуют по фестивалям: пару дней назад видел его на одном фестивале, приехал на другой – и спектакль тут как тут. Он, конечно, тот же, но мы не зря разделяем понятия «спектакль» и «показ». Даже спектакль, сыгранный два раз подряд, может быть абсолютно разным. Вспоминаю, как прошлый год дважды смотрела постановку и второй раз не сразу признала, что это тот же самый спектакль, настолько преобразила его удачная актёрская игра. Житомирский театр кукол показал «Буку» (режиссёр Виктор Гущин, художник Виктор Дацун) на черкасском фестивале, а потом в Кропивницком. Во второй раз актёры, что называется, разыгрались, и это был совершенно другой показ. Потом уже я узнала, что «Бука» – новая постановка житомирцев, и на «Мереживі казковім» её играли впервые…
«Пустостан»
Львовский театр эстрадных миниатюр «І люди, і ляльки»
Львовский театр «І люди, і ляльки» на черкасском фестивале дважды подряд сыграл «Пустостан» (режиссёр Олекса Кравчук, художники Оксана Россол и Александр Сергиенко): вечерний показ – для зрителей, и сразу после него ночной – для участников. И снова, по отзывам смотревших спектакль оба раза, это были совершенно разные показы. Жаль, что я была только на вечернем…
У меня с «Пустостаном» особые отношения. Первый раз увидела его нынешним летом на львовском фестивале «І люди, і ляльки». Об этой недавней премьере театра много писала пресса. И впервые в жизни я увидела в спектакле совсем-совсем другое, а того, о чём писали, не увидела вовсе… Но это так, к слову. По личному впечатлению, львовский показ был очень удачен, а черкасский львовяне играли без внутреннего подъёма. И эта «приглушённая» игра ярче высветила любопытный нюанс в одном из мотивов спектакля, который я в первый раз не заметила. Персонажи бесконечно, словно ходят по кругу, спрашивают друг у друга, как дела, повторяя вопрос спустя какую-нибудь минуту, и ясно, что это пустая формула вежливости, не согретая искренним интересом, так что они и вопрос-то повторяют автоматически, не задумываясь, просто чтоб заполнить звенящую пустоту, а уж ответ тем более не слушают. Каждый из них только по видимости здесь, со всеми, а на самом деле – в себе. Так я увидела это в первый раз. А на черкасском показе стало прямо-таки осязаемо, что персонажи и не во внешнем мире, и не во внутреннем. Они не погружены в себя, их нет ни там, ни здесь, они – нигде. Неприкаянные…
«Куди подівся Кролик»
Черкасский областной театр кукол
… Как всегда, яркий, динамичный детский спектакль «Куди подівся Кролик» (режиссёр Ярослав Грушецкий, художник Карина Чепурная) показали хозяева «Мережива казкового», Черкасский театр кукол. Я только не уверена, что, предваряя спектакль, стоит акцентировать его философскую подоплёку. И не потому, что её в этой истории нет, а как раз наоборот: потому, что её там не может не быть. Ведь это сказка, один из самых философичных жанров…
На кропивницкой «Scene-fest» я смотрела «Станцію, або Розклад бажань на завтра», спектакль хозяев фестиваля, Кировоградского театра кукол (режиссёр Виктор Смирнов, художник Оксана Шарий), по пьесе, которую в постановке того же режиссёра видела полугодом раньше в Николаевском театре на Адмиральской. Кировоградский спектакль – не перенос. И не потому, что, в отличие о постановки в драматическом театре, здесь появились куклы. А потому что куклы оказались не формальным новшеством, а привнесли иные акценты в историю про то, как три женщины попали в «зону», где исполняются все желания, но только простые, осуществление которых не требует труда души. Оказывается, таких желаний у человека тьма, но среди них нет ни одного из главных, заветных. Хозяйка этой «зоны» предстаёт перед зрителем куклой (для меня она даже не столько кукла в рост человека, сколько манекен), одна из двух вновь прибывших в ходе этой истории тоже скрывается за куклу. И только та, что по-настоящему хочет вырваться из плена примитивных желаний и достичь заветной мечты, так и останется с человеческим лицом. Она в итоге и покинет «зону». В николаевском – драматическом – варианте ощутимую назидательность этой истории смягчал психологизм актёрской игры, в кировоградском варианте куклы усиливают привкус её мистичности.
«Віслючок»
Запорожский областной театр кукол
Время от времени в любой среде возникают революционные настроения. Как водится, под прицел реформаторов попадают старые формы. Оно и понятно: чтоб отмести «старое» содержание, его надо уловить, и ещё неизвестно, поймаешь ли, а форма – вот она, на виду, бери и круши. Насколько могу судить по собственным впечатлениям, в искусстве театра кукол под огонь отрицания чаще всего попадает ширмовый спектакль: он, мол, примитивный, отжил своё, и прочее в том же духе. А жизнь с тою же регулярностью доказывает давно известную истину, что отжившим своё всегда выглядит скучный спектакль, а на интересном мысли об устарелости как-то в голову не приходят. На кировоградском фестивале это играючи доказал «Віслючок» (режиссёр Мария Власова, художник Людмила Зиновьева), симпатичная постановка Запорожского театра кукол.
«Квартет»
Черкасский областной театр кукол
Фото с сайта театра
Оживлённое обсуждение вызвал на черкасском фестивале спектакль хозяев «Квартет» по одноименной пьесе Хайнера Мюллера (вариация немецкого драматурга на тему «Опасных связей» Шодерло де Лакло). Можно спорить о внятности отдельных образов и концепции постановки в целом, об отношениях спектакля с пьесой, о необъяснимом распределении ролей или о том, как настраивать зрителя, во всяком случае, нестоличного, перед просмотром такого спектакля. Но одно несомненно: экспериментальные постановки, выводящие театр за рамки привычного, нужны, и хорошо, что руководство театров идёт на такие эксперименты.
И я там был, мёд-пиво пил…
Пива я не пила. :) Прежде всего потому, что времени не было, успевай только со спектакля на спектакль. Зато мёду было!..
Хороший фестиваль, как хороший спектакль, всегда оставляет целостное ощущение и общие впечатления, театральные и человеческие. Фестиваль – всегда праздник. Но праздники бывают разные, более или менее удачные. Этот год черкасское «Мереживо казкове» и кировоградский «Scene-fest» были по-настоящему праздничными. Со своей стороны это обеспечили организаторы, а фестивальная программа сверкала всеми красками прежде всего благодаря игре актёров. Мастерство мастерством, опыт опытом, но актёрская игра – штука переменчивая, тут как повезёт. Нынешний год обоим фестивалям повезло в полной мере: скучных показов не было.
Не секрет, что актёры способны и завалить, и вытянуть любой спектакль. Ни одну из виденных мной в Черкассах и Кропивницком постановок не нужно было вытягивать, но яркая актёрская игра придала праздничность каждой из них. Ну вот так удачно вышло. Поэтому я и не называю имена актёров, ибо называть пришлось бы почти всех.
Оба фестиваля не карусельные: театры-участники приезжают на весь фестиваль и могут не только выступить, но и посмотреть всю фестивальную программу. И, соответственно, публика на спектаклях смешанная: зрители и участники, коллеги. В такие моменты особенно хорошо видно, что удачный спектакль – а особенно удачная актёрская игра – превращает коллег в «простых» зрителей. На одном из детских спектаклей по техническим причинам было мало ребятишек, бОльшую часть публики составляли взрослые участники фестиваля. А спектакль интерактивный, как почти все детские постановки. В первые мгновения в попытке поддержать актеров мы преувеличенно бодро отзывались на их реплики, а потом так увлеклись, что, думаю, с разгромным счётом выиграли бы соревнование с малышнёй. :)
На обоих фестивалях была замечательная атмосфера: дружеская, тёплая, душевная. Когда легко дышится, когда приятно всё, что происходит вокруг, от театральных впечатлений и общения с коллегами до бытовых мелочей. Наверное, так бывает всегда, если дело согрето теплом души своих создателей. Черкасский театр кукол и его душа – Любовь Величко, Кировоградский театр кукол и его вдохновитель Григорий Педько, сотворили праздник для зрителей, коллег и для себя. Спасибо и до новых встреч!
Спектакли
«Мереживо казкове», Черкассы
«Бука»
Житомирский областной театр кукол
Режиссура — Виктор Гущин
Сценография — Виктор Дацун
«Вінні Пух, або Куди подівся Крістофер Робін»
Полтавский театр областной театр кукол
Режиссура — С.Шокин
Сценография — Т.Владимирова
«Іванкова сопілка»
Николаевский областной театр кукол
Режиссура — Игорь Федирко
Сценография — Наталья Ягупова
«Ведмежатко Йой»
Киевский театр кукол «ПараШут»
Режиссура и сценография — Михаил Яремчук
«Пустостан»
Львовский театр эстрадных миниатюр «І люди, і ляльки»
Режиссура — Олекса Кравчук
Сценография — Оксана Россол, Александр Сергиенко
«Кіт без чобіт»
Запорожский областной театр кукол
Режиссура — Олег Лубенец
Сценография — Евгения Анишина
«Червона Шапочка»
Хмельницкий областной театр кукол
Режиссура — Сергей Брыжань
Сценография — Михаил Николаев
«Скарб розбійника»
Кишиневский муниципальній театр «Гугуце» (Молдова)
Режиссура — Виктор Штефанюк
Сценография — В.Кантор, Г.Молотова
«Про Івана і Кота»
Ивано-Франковский областной театр кукол им. Марийки Пидгирянки
Режиссура — Михаил Урицкий
Сценография — Николай Данько
«Звідки беруться діти»
Ровенский областной театр кукол
Режиссура — Владимир Долгополов
Сценография — Г.Насонова
«Куди подівся Кролик»
Черкасский областной театр кукол
Режиссура — Ярослав Грушецкий
Сценография — Карина Чепурная
«Scene-fest», Кропивницкий
«Коза-дереза»
Криворожский городской театр кукол
Режиссура — Александр Борсук
Сценография — Виктор Букреев
«Станція, або Розклад бажань на завтра»
Кировоградский областной театр кукол
Режиссура — Виктор Смирнов
Сценография — Оксана Шарий
«Дуже невихований Кіт»
Херсонский областной театр кукол
Режиссура — Виктория Животова
Сценография — Ольга Гоноблина
«Віслючок»
Запорожский областной театр кукол
Режиссура — Мария Власова
Сценография — Людмила Зиновьева
«Котляревський у персоналіях»
Полтавский областной театр кукол
Режиссура — Юлия Шевченко
Сценография — Н.Майструк