Четвёртый международный фестиваль театров кукол «І люди, і ляльки» остался верен себе: насыщенная афиша, умещающая недельную программу в три дня, соответственно – несколько фестивальных площадок. Ну и, конечно, – постоянные участники фестиваля и новые имена, театры кукол и коллективы драматических театров, постановки для детей и для взрослых… Подводя личные зрительские итоги фестиваля, выяснила, что невольно осталась верна себе и я: удалось посмотреть две трети спектаклей. Одни из них ложились на душу целиком, в других задевали отдельные моменты. Спектакли вызывали разные эмоции – от восторга до отторжения, но вот чего не было, так это будничности. Яркая мозаика – такой осталась в памяти программа четвёртой встречи кукольников в гостях у Львовского театра эстрадных миниатюр «І люди, і ляльки».
* * *
Несколько спектаклей фестивальной программы я уже смотрела на других фестивалях. И хорошо, что не поленилась посмотреть ещё раз. Результаты получились – два выигрыша, один проигрыш и одна ничья.
«Интервью с ведьмами» Е.Корняга
Ничьей оказался спектакль Одесского областного театра кукол «Интервью с ведьмами» (режиссёр Евгений Корняг, художник Татьяна Нерсисян). Я смотрела его в записи на прошлогоднем смотре-конкурсе «Премьеры сезона», такое же впечатление он произвёл и в живом исполнении. Из плюсов – темпераментная актёрская игра (могу добавить: стабильно удачная – в записи она произвела то же впечатление), выразительные режиссёрские приёмы, из минусов – сумбурность формы и часто – невнятность происходящего, по-видимому, перешедшие в спектакль из пьесы. Понятно, что эти женщины злы, агрессивны, страдают. Но за полтора часа, которые длится спектакль, этого мало, хочется понять, отчего они превратились в ведьм, и за те три тысячи лет, в которые происходили все эти истории, изменилось что-то или ничего не менялось. Да и банально увидеть внятную границу между разными историями тоже не помешало бы, или. наоборот, ощутить – но опять же, внятно, – что они перетекают одна в другую, образуя нескончаемый поток страданий и боли… Тут не в чернухе дело – избиение манекена матери или куча детских черепов. В искусстве возможно всё, надо только показать неслучайность того, что ты делаешь…
Моим личным проигрышем было уличное шоу Сергея Соловьева. Точности ради – я смотрела несколько номеров из него не на улицах Львова или в фойе театров, а на заключительной встрече участников фестиваля. Может быть, сказывалась усталость артиста или обстановка, или что-то другое, но в этих номерах не было азарта, праздничной сиюминутности, которые прошлой осенью буквально захватили членов жюри, гостей, зрителей винницкого фестиваля «Подільська лялька» и просто прохожих, когда мы впервые увидели это шоу перед ДК «Зоря». Помню, как маленький пёсик, бегавший по газону, кинулся с диким визгом к белой пушистой собачке-кукле Сергея. Животное обманулось, представляете!..
«Момотаро» Игоря Заднипряного
Из виденных мною ранее спектаклей выигрышем во Львове оказались «Момотаро» Ивано-Франковского областного театра кукол (режиссёр Владимир Пидцерковный, художник Ирина Заднипряна) и «Коза-дереза» Днепровского городского театра кукол (режиссёр Роман Гребенюк, художник Светлана Югова). Оба спектакля я видела трижды, с разными исполнителями, львовские показы оказались самыми удачными. «Момотаро» был просто восхитителен. Точное по интонации и ритму, остро-гротескное актерское исполнение выявило все достоинства хорошо продуманного и отменно выстроенного спектакля. Были в ударе и днепровские актёры, они что называется отыграли спектакль на едином дыхании.
«Коза-дереза» Романа Гребенюка
В хорошо режиссёрски разработанной, выстроенной постановке актёрам и играется легче. Но понятно, что в таких спектаклях, как «Коза-дереза», где господствует игровая стихия, решающее значение в успехе показа имеет игра актёров. И если актёры поймали верный тон, ритм, если они азартны, такие спектакли, может быть, оставляют самое яркое впечатление в зрительской памяти. На львовском фестивале этого года было несколько таких постановок, и все показы оказались удачными.
«Волшебная дудочка» Виталия Вольского
Как заразительно играли актёры Минского областного театра кукол «Батлейка» (Молодечно, Беларусь)! Вообще-то их спектакль «Волшебная дудочка» (режиссёр Николай Андреев, художник Александр Вахрамеев) начался не в зале. Мы вошли в подъезд дома, где на первом этаже занимает крохотное помещение театр «І люди, і ляльки», и увидели на лестнице парней с музыкальными инструментами. Они играли и пели с удовольствием и азартом. Просто так, радуясь жизни. Это потом, когда зрители заполнили миниатюрный зал, и между стоящими в проходе эти веселые ребята стали прокладывать себе путь к сцене, стало ясно, что спектакль уже идёт. Герой их сказки, сельский хлопец, оказавшийся самым умным и сметливым в королевском дворце, заставил всех его обитателей танцевать под звуки своей дудочки. Белорусским актёрам не было надобности заставлять своих зрителей плясать: мы бы охотно сами пустились в пляс, будь в зале больше места.
«Рыцарь без коня» Марты Гусьнёвской
Белорусские актёры играли спектакль на родном языке, вполне понятном нам и без перевода. Польским, к сожалению, я не владею, и в спектакле «Сказка о рыцаре без коня» гданьского «Теаtr Barnaby» (Польша; режиссёр Марцин Мажец, художник Роберто Поризински) поняла только сюжетную канву (тут рыцарь страдает без коня, там – конь без рыцаря, но в конце они встречаются), для почти часового спектакля маловато, чтобы поддержать интерес зрителя. Но подпорки сюжета мне и не понадобилось: было очень интересно следить за игрой актёра, за тем, как выстраивался интонационный, эмоциональный рисунок постановки.
В спектакле «Зефир» тегеранского театра «Deemak» (режиссёр и художник Альберт Бигджони) очаровала неудержимая коммуникабельность иранского артиста. Он с легкостью преодолел и языковой (спектакль шел на английском), и другие барьеры, если таковые были, создавая ощущение, что артистизму и дружелюбию нет преград. И все же впечатления от спектакля не были безоблачными: действие временами провисало. Текст я понимала, и причина провисов, мне кажется, традиционна: недостаточная выстроенность сюжета.
(Далі буде)