00-миниатюра_новая

«HOMO LUDENS». КРУГ ИГРЫ (І)

Судьба горазда на неожиданные повороты. Иногда события складываются в такой интересный узор, что нарочно не придумаешь. Об одиннадцатом фестивале «Homo Ludens», который в первые дни октября прошлого года традиционно открывал сезон Николаевского театра на Адмиральской, я собиралась писать сразу по возвращении домой. Однако вышло как вышло, это не имело отношения к театру, но всякий раз мешало заняться делом. А потом я узнала, что из-за карантина двенадцатый «Homo Ludens» перенесли на следующий год. Но «Homo Ludens» в начале октября будет. Не фестиваль – премьера нового спектакля с тем же названием. Вот так жизнь закольцевала события. Год назад – кто бы мог представить…

«Homo Ludens-2019″ – это девять фестивальных дней, двадцать два театральных коллектива из Украины, Беларуси, Болгарии, Молдовы, двадцать два спектакля на большой и малой сценах Николаевского русского драмтеатра, научно-практическая конференция «Театральная педагогика в координатах современного образования: методология, теория и практика», обсуждение спектаклей с театрами-участниками, телепередачи, встречи, интервью… Из-за плотного графика не все спектакли удалось посмотреть, поделюсь некоторыми впечатлениями от увиденного.

01-IMG_3703_Одесса_Рогоносе

«Прекрасный рогоносец»
Одесский украинский муздрамтеатр им. В.Василько

Одиннадцатый Человек Играющий начал свое путешествие спектаклем Одесского украинского муздрамтеатра им. В.Василько «Прекрасный рогоносец» по пьесе Ф.Кроммелинка (режиссер Иван Урывский). Как и другие постановки этого ярко одаренного молодого постановщика, которые мне доводилось видеть, «Рогоносец» энергично зрелищен. Если следить только за зрелищем, поражаешься бесконечной веренице образов-символов, то словно рождающихся один из другого, то возникающих как бы ниоткуда. С течением спектакля таких не связанных с другими образов оказывается всё больше, и образный слой постановки всё более кажется невыстроенным.

Кроме всегда желанной целостности впечатления, мне не хватило в постановке ещё одного: отношения режиссера к материалу, к пьесе. Эту историю разыгрывают как фарс или всерьез?

Яркое начало фестиваля сразу же вывело и на одну из важнейших, на мой взгляд, черт нашей современной режиссуры: прекрасная образная фантазия и острый дефицит целостного восприятия пьесы. Хоть концептуально, хоть эмоционально, но целостного. Причем нередко кажется, что фантазия режиссера оторвалась от драматургии и существует сама по себе… В случаях яркого образного мышления, как у И.Урывского, для рядового зрителя это свойство спектакля компенсирует впечатляющий визуальный ряд, и зритель ничего не замечает, восторженно принимая увиденное. Но проблема связи спектакля с пьесой есть, и потеря или невнимание к этой связи чреваты серьезными осложнениями в спектакле.

02-P91005-191159_Киев_театр

«Беглецы»
Киевский театр «Театральная лаборатория»

Молодой столичный коллектив «Театральная лаборатория» показал на камерной сцене спектакль «Беглецы» по пьесе Неды Нежданой «Заблукані втікачі». Герои по разным причинам бегут в Зону. Бегут, вроде бы загнанные в угол обстоятельствами, а на самом деле от себя. И тут, в Зоне, каждый из них обретает свой выход…

В пьесе несколько сюжетных линий, которые то параллельны, то пересекаются, есть смена временных пластов. В спектакле история получилась бесхитростной. Смыслы образов, символов легко считываются, дальнейшее их развитие и конечная точка очевидны. Эта незамысловатость вольно или невольно подчеркнута образом, центральным в прямом и переносном смысле, – бочками. На них мы видим большие цифры 1, 9, 8, 6, прямое указание на Чернобыльскую катастрофу, событие, порождением которого и стал этот сюжет. По бокам сцены есть два других, не столь лобовых, хотя и традиционных символа: дверь и качели. Но главыми в поле спектакля оказываются именно бочки. Если бы театр претендовал на более образное, обобщенное решение темы, зачем ему такая лобовая отсылка? Но в данном сюжете прямолинейность не проблема, ее можно объяснить, например, тем, что событие, из которого родилась история, не настолько далеко отошло от нас, и для глубоких образов-обобщений еще не пришло время. Но если материал прочитывается «документально», это надо согласовывать с другими элементами спектакля. Вот тут и возникает проблема, которая мне показалась главной для этого спектакля. Бесхитростный сюжет требует соответствующей, бесхитростной игры. И даже не игры, а скорее существования. Тем более если у актеров для игры, создания и развития характеров недостает умений. Иначе получится наигрыш, фальшь. К сожалению, в спектакле было много таких моментов.

03-IMG_3869_Кировоград_Напо

«Наполеон и корсиканка»
Кировоградский украинский муздрамтеатр им. М.Кропивницкого

У пьесы И.Губача «Наполеон и корсиканка», которая одно время была очень популярной в украинских театрах, есть одно несомненное достоинство, и это самое интересное в психологическом театре: два главных характера показаны в развитии. Чем лучше постановщики и исполнители реализуют эту возможность, тем шире будет аудитория, которая примет спектакль на ура. Его показал на фестивальной сцене Кировоградский украинский муздрамтеатр им. М.Кропивницкого. Из-за плотности фестивальной программы, когда несколько спектаклей шли параллельно на двух сценах, я смогла посмотреть только первое действие. В исполнении Евгения Скрипника и Надежды Мартовской главные персонажи лишь в самом начале выглядят схематично. Буквально на глазах зрителей они обретают плоть и кровь, затмевая откровенную второсортность пьесы, с её заданностью сюжета, плоскими хохмами. Это не типажи правителя и простолюдинки, это живые человеческие характеры, убедительные не только в бытовых и комических фрагментах, но и в моменты душевного подъёма.

04-IMG_20191006_191310_Берд

«Человек из Рангуна»
Бердичевский муздрамтеатр на Европейской

На малой сцене Николаевской русской драмы выступали несколько дебютантов фестиваля. Один из них – Бердичевский музыкально-драматический театр на Европейской. Для фестивального показа коллектив выбрал спектакль «Человек из Рангуна» (режиссер Анастасия Сердюк) по трем пьесам современных французских авторов. Коллектив произвел приятное впечатление, а к спектаклю возникли вопросы. Проблема этой постановки, к сожалению, часто встречается в современном украинском театре. Вмешиваясь в драматургический материал, постановщик нарушает его логику и не всегда заменяет ее другой. В результате в спектакле возникают внутренние противоречия, мешающие и актерам, и зрителю.

В «Человеке из Рангуна» Г.Абекассиса (первое действие) к герою приходит незнакомец и объявляет себя его двойником, а потом оказывается, что он любовник жены героя. Тот раскрывает аферу, которую задумали эти голубки, и сдает соперника полиции. В крохотных пьесках Ж.Ворм «Перед тем, как идти на обед к Ламбертам» и «Возвращение от Ламбертов» (второе действие) супружеская пара собирается в гости, и муж просит жену пококетничать там с его деловым партнером, чтобы расположить того к выгодной сделке, а по возвращении устраивает супруге сцену ревности.

Пьесы давали повод собрать их в один сценический замысел: во всех трех идет речь о супружеской паре и присутствует тема измены жены. Вольно или невольно театр намекает зрителю, что это одна и та же история: главного героя играет один актер, в том же костюме, в той же манере. И тут зритель теряется: как воспринимать происходящее во втором действии? Как предысторию того, что случилось в первом? Тогда недостает отсылок к нему. Или это другая жена героя? Но снова-таки, как это связано с первым действием? А если не связано, какой смысл в том, что героев двух разных сюжетов играет один актер, одинаково одетый? И все эти раздумья вступают в конфликт с содержанием происходящего на сцене. В первом и втором актах разнородный драматургический материал. В первом это детективный сюжет, загадка, второй, практически бессюжетный, – диалоги людей, не слышащих друг друга. А зритель вместо того, чтобы следить за психологическими нюансами диалогов, безуспешно пытается связать вторую часть с первой…

05-P91007-190216_Киев_ProEn

«Swipe left»
ProEnglish Theatre

Ещё один дебютант «Homo Ludens» и ещё один новый для меня театр. Из информации на сайте ProEnglish Theatre я узнала, что этот проект представляет собой курсы актерского мастерства на английском языке. «За курс обучения вы станете участником представлений: монологов и диалогов, — а в конце курса сыграете в спектакле. Перед реальной аудиторией. На английском языке». По-видимому, один из таких спектаклей, «Swipe left» H.Tinder, мы и увидели на фестивале. К его несомненным достоинствам можно отнести внятный зрительный ряд. Независимо от того, насколько зритель владеет английским, ему будет ясен смысл происходящего на сцене. С одной стороны, подобное требование к спектаклю элементарно, однако нынче далеко не всегда театр предлагает зрителю постановки, в которых по визуальному ряду можно понять, о чем спектакль.

«Swipe left» – о погруженности современного человека в виртуальный мир. Тема особенно актуальна в молодёжной аудитории, которая, по-видимому, и является основной для этого театрального коллектива. Молодые актёры раскованны, иногда даже возникает ощущение, что это не спектакль, а спонтанный импровиз. То, что мы видим, более всего похоже на тему с вариациями, и эта форма объясняет и до некоторой степени оправдывает ощущение затянутости, излишних повторов. Всё же постановочных решений оказалось недостаточно для оправдания полуторачасовой продолжительности спектакля…

06-kamynn-hrest-Коломыя_фото Игорь Ермолаев

«Камінний хрест»
Коломыйский украинский драмтеатр им. И.Озаркевича
Фото — Игорь Ермолаев

К сожалению, из-за плотности программы фестиваля я не смогла посмотреть полностью спектакль Коломыйского театра им. И.Озаркевича «Каменный крест» по одноименной новелле В.Стефаныка. Из увиденного меня более всего впечатлило разнообразие и сбалансированность сценического действа (режиссёр Дмитрий Чиборак, хореограф – Дана Демкив, композитор – Александр Козаренко). Слово, музыка, пластика, костюмы – всё было в гармоничном единстве. Сохранив внимание к слову Стефаныка, театр вместе с тем избежал крена в литературность, которой нередко отмечены обращения к литературной классике.

07-IMG_3910_Херсон_Калека-с

«Калека с острова Инишмаан»
Херсонский муздрамтеатр им. М.Кулиша

Несколько фестивальных спектаклей оживили память о прошлых театральных впечатлениях. Один из них – «Калека с острова Инишмаан» М.МакДонаха Херсонского муздрамтеатра им. Н.Кулиша (режиссер Сергей Павлюк). Сразу вспомнился спектакль Сергея Федотова по этой пьесе в Пермском театре «У моста», его гениальный показ на херсонском фестивале «Мельпомена Таврии». Конечно, С.Павлюк прекрасно помнит федотовский спектакль. И несмотря на то, что и обстановка сцены очень схожа с той, что была в пермском спектакле, и исполнитель главной роли внешне, повадками весьма похож на героя Василия Скиданова, херсонский спектакль не повторяет своего пермского предшественника, не спорит с ним, он – сам по себе. Ещё одно обстоятельство должно было сильно осложнить жизнь херсонского «Калеки». Главного героя играет актёр с теми же физическими проблемами, что и макдонаховский Билл. Нам рассказали об этом перед спектаклем. Но и об этом быстро забываешь, когда начинается действие.

Все, казалось бы, неизбежные подводные рифы спектакль даже не обходит, он идёт своим путём. Даже и мат, которого очень много в спектакле, не напрягает. Нас, опять-таки, предупредили заранее, что со сцены звучит много нецензурных слов. Но от мата осталось ощущение, что можно и так, а можно и без него. Он не мешал мне – он был необязателен. Однако было ощущение, что мат сказался на самочувствии актёров, и именно с ним связано то, что они говорили чересчур громко, постоянно пережимая, педалируя слова.

Больше всего зацепила – и порадовала – другая связка «Калеки» с моими прошлыми впечатлениями. В спектаклях С.Павлюка конца двухтысячных – начала десятых годов был сильный крен в зрелищность, а работы с актерами мне в его постановках недоставало. В макдонаховском «Калеке» этого перекоса не было, и многие моменты спектакля актерски весьма впечатлили. Я давно не видела спектакли Херсонского театра им. Кулиша, встреча на «Homo Ludens» показала, что труппа находится в хорошей творческой форме.

08-IMG_4209_Беларусь_Мотылё

«Мотылек… мотылек…»
Национальный драмтеатр им. Я.Коласа (Витебск, Беларусь)

Национальный драматический театр им. Я.Коласа из Витебска (Беларусь) привез на фестиваль спектакль «Мотылек… мотылек…» по пьесе А.Николаи. Пьеса бенефисная, исполнявшая главную роль Тамара Скворцова – актриса яркая, способная держать внимание зрителя на протяжении всего спектакля. Плюс плотный событийный ряд с неожиданными поворотами. Что ещё нужно для бенефиса? Но таки что-то нужно. Нужно не просто разыгрывание истории, сочинённой драматургом, а какой-то ракурс, угол зрения, под которым театр смотрит на историю старой женщины. Этого мне в спектакле и не хватило. А еще он показался очень старым – по стилю, сценическому мышлению, хотя ему всего-то четыре года. Я не поверила своим глазам, увидев имя постановщика. Спектакли Валерия Анисенко, стильные, тонкие, на рубеже двухтысячных и десятых я видела на херсонском фестивале «Мельпомена Таврии». Его постоянным участником был минский театр белорусской национальной драматургии, которым Анисенко тогда руководил.

09-IMG_4361_Беларусь_Любовь

«Любовь. Собак@. Точка. Ру»
Минский областной драмтеатр (Молодечно, Беларусь)

В одиннадцатом «Homo Ludens» участвовал еще один белорусский коллектив, Минский областной драмтеатр из Молодечно, и тоже постановкой В.Анисенко: спектаклем по пьесе Л.Агулянского «Любовь. Собака. Точка. Ру». К сожалению, и эта работа известного режиссера не показалась мне удачной. Актуальность темы – одиночество, разобщение – не компенсировала слабость пьесы, усилий постановщиков и актеров тоже не хватило, чтобы ее оживить. Возможно, такой спектакль и нужен в репертуаре коллектива, но, положа руку на сердце, трудно понять, когда такую постановку привозят на фестиваль.

10-IMG_20191011_190453_Мука

«С днем рождения, Генрих!»
Мукачевский драмтеатр

Проблемный драматургический материал создает разнообразные сложности в спектакле, особенно для исполнителей. Из этого разряда пьеса «С днем рождения, Генрих!» О.Степновой, по которой поставлен спектакль в Мукачевском драматическом театре (режиссер Евгений Тыщук). Надуманный сюжет, неразработанные характеры, шаблонный текст, – всё это может оживить темпераментная актерская игра, которая гонит сюжет безостановочно вперед, заполняя пустоты, здесь и там оставленные пьесой. К сожалению, актеры, интересные роли которых я знаю по другим постановкам, на фестивальном показе играли без вдохновения. В прошлые годы закарпатский коллектив.  привозил на «Homo Ludens» яркие спектакли, снискавшие театру любовь николаевской публики. В этот раз, увы, не получилось.

11-IMG_4552_КрРог_Акад-движ

«По ту сторону кургана»
Криворожский театр музыкально-пластических искусств
«Академия движения»

Криворожский городской театр музыкально-пластических искусств «Академия движения» – один из постоянных участников николаевского фестиваля. Я знаю театр много лет, это позволяет видеть то, что скрыто от «нерегулярного» зрителя. Удачи чаще или реже бывают у всех, творческими всплесками может похвастать любой коллектив. Но мало тех, кто держит уровень. Одни спектакли «Академии движения» были для меня художественно более значимыми, другие менее, но этот театр всегда держит планку, отличается серьёзным, в полную силу, отношением к своему делу. Все лучшие особенности почерка этого стабильного коллектива проявились и в новой работе – спектакле «По ту сторону кургана» в постановке Сергея Бельского.

12-IMG_4327_Харьков_Зверины

«Звериные истории»
Харьковский «Театр 19″

Харьковский «Театр 19″ – еще один дебютант «Homo Ludens». В программе фестиваля был заявлен другой спектакль, но по разным причинам его заменили на «Звериные истории» Дона Нигро. Такая замена имела для меня определенное значение: я видела этот спектакль на львовском фестивале «І люди, і ляльки» за несколько месяцев до того и могла сравнить два показа.

Не буду кривить душой: пьеса меня не заинтересовала ни до спектакля харьковчан, ни после. Прием понятен из самого названия: увидев слова «Звериные истории», трудно не предположить, что драматург под видом зверей будет говорить о людях. Так оно и есть на самом деле. Это немаловажный момент: если принцип организации материала известен заранее, а не раскрывается в ходе спектакля, значит он не помогает поддерживать зрительское внимание, и бОльшая нагрузка падает на другие элементы постановки.

В свое время я видела практически все спектакли «Театра 19″: этот коллектив был постоянным – и любимым – участником энергодарского фестиваля «Добрый театр». Но спектакли последних лет не смотрела. Так что с полной уверенностью говорить не могу, однако в этой постановки вижу те же черты, что и в ранних спектаклях: неподдельный интерес к пьесе, выразительную, стильную сценографию, с отменным вкусом подобранный музыкальный ряд. А главное, то, что мне больше всего по душе в театре вообще и что неизменно присутствует в спектаклях Игоря Ладенко, – кропотливую работу с актерами. При всём внимании к зрительному ряду и музыке, очень заметно, что пьесу режиссер видит и воплощает через актера, то есть поддерживает и акцентирует самую специфичную черту искусства театра, самую его суть, – его сиюминутность, неповторимость, которую и несет в спектакль актер.

Львовский показ «Звериных историй», по моему ощущению, не был особенно удачным. Актеры, за исключением Богдана Синявского, не поймали нерв, и спектакль, при живом темпе, показался затянутым. В Николаеве харьковчане выступили гораздо успешнее, особенно впечатляющими были Даниил Кузнецов и сцена с коровами. Но тем более ценно, что, при столь разных впечатлениях, спектакль всегда наполняла живая энергия актерской игры.

13-IMG_4392_Болгария_Свекро

«Свекровь»
Театр «Рачо Стоянов» (Габрово, Болгария)

Директор – художественный руководитель николаевской русской драмы Артем Свистун – человек динамичный и очень мобильный. Благодаря этому театр много гастролирует и часто принимает гостей у себя. Сказалась эта творческая активность руководителя и на программе одиннадцатого фестиваля, впервые проведенного Артемом Александровичем в ранге руководителя театра: результатом его поездки в Болгарию стало выступление на «Homo Ludens» драматического театра «Рачо Стоянов» из Габрово с комедией «Свекровь» по пьесе А.Страшимирова. Каскад необычайно изобретательных, с элегантной легкостью исполненных пластических эпизодов, темпераментная игра, слаженный ансамбль обеспечили спектаклю восторженный прием публики.

14-IMG_4600_Киев_Сомов_Прив

«Привидения»
Независимый проект «Театральная биржа»

Я люблю Льва Сомова и как актера, и человечески. В нем заметно одно свойство, которое я очень ценю и одним из ярких носителей которого он является: и на сцене, и в жизни в нем остро ощущается внутренняя свобода. Это состояние пока не всегда, но достаточно часто удается поймать исполнителям в спектаклях руководимого Сомовым независимого проекта «Театральная биржа». Любимцы николаевской публики и фестиваля «Homo Ludens» на этот раз приехали со спектаклем «Привидения» по Г.Ибсену. Я уже видела эту постановку прежде и писала о ней. Сомов любит своих актеров и умеет влюбить их в материал. Они создают характеры и атмосферу спектакля, в лучшие моменты которого почти физически ощущаешь, как тени прошлого накрывают настоящее семьи фру Алвинг.

15-IMG_4689_Ив-Франк_Солодк

«Солодка Даруся»
Ивано-Франковский украинский муздрамтеатр им. И.Франко

Впервые в фестивале участвовал Ивано-Франковский украинский муздрамтеатр им. И.Франко. Николаевские театралы смогли увидеть давно знаменитый спектакль франковцев «Солодка Даруся» по роману М.Матиос (режиссер Ростислав Держипильский). Спектакль большой, с целой палитрой разнообразных средств выразительности, с несколькими образными и временнЫми пластами. Там были сцены бытовые и символичные, трагичные и юмористические, пластические эпизоды и народные песнопения… В спектакле есть что посмотреть и чему порадоваться. Режиссер умеет и любит решить материал метафорически, и лично меня больше всего впечатлил именно этот, образный слой постановки. Однако время требует публицистики, и театр откликается на зов энергично и увлеченно. В такие моменты его разговор со зрителем мельчает, в нем появляются нотки сиюминутности. Но может, и хорошо, может, в этом знак, что наши сегодняшние негаразды не вечны?..

16-P91008-184321_Одесса_теа

«Старики»
Одесская театральная лаборатория «Театр на Чайной»

Пробудила воспоминания и Одесская театральная лаборатория «Театр на Чайной». Всё началось семь лет назад, в 2013 году, здесь, в Николаеве. Впервые приехав на «Homo Ludens», я познакомилась с Владимиром Саганом. Кажется, мы подружились с первого взгляда, и Владимир Андреевич, тогда заведовавший кафедрой театрального мастерства Луганской академии культуры, пригласил меня в жюри фестиваля «ИстАрт». Там, в ноябре, я и увидела тонкий, элегантный, изысканно колористичный спектакль «Театра на Чайной» по Брехту «Если бы акулы стали людьми» (режиссер Александр Онищенко). Я помню его до сих пор, и вот новая встреча.

В Николаеве коллектив показал спектакль «Старики» по мотивам пьесы А.Николаи «Железный класс» (режиссер Александр Онищенко). По названию сходу можно догадаться, как минимум, о половине того, что мы увидим на сцене: стариков, их бахвальство в тщетной попытке скрыть друг от друга своё одиночество, свою ненужность самым близким людям, наконец, свою дряхлость. А потом трагедия старости – немощи, обид, неприкаянности, – конечно же обнаружится. И всё это будет сдобрено уймой подробностей, – смешных, грустных, трогательных… Но кроме этой предсказуемой половины на фестивальном показе для меня произошло ещё нечто: все мы – персонажи, исполнители, публика – оказались в каком-то ином пространстве-времени. Оно просто возникло, и в нём исчезли границы. Не было персонажей и актёров. Владислав Костыка (Луиджи Палья), Денис Фалюта (Либеро Бокка) и Валерия Задумкина (Амбра) – эти молодые ребята и не перевоплощались в стариков, и не играли стариков. Перед нами просто текла жизнь. Это необыкновенное впечатление течения живой жизни трудно передать словами, ещё труднее, испытав его, анализировать потом спектакль… Такое ощущение возникает в театре нечасто, наверное, потому, что для него недостаточно таланта, мастерства и вдохновения. Там должны совпасть множество каких-то непонятных вещей, которым, может, и названия не придумано. Их невозможно предугадать, запрограммировать, обеспечить. Такие ощущения слишком редки, чтобы их ждать от театра. Их и не нужно ждать, иначе будет много разочарований, совершенно театром не заслуженных. Зато когда это волшебство происходит, его невозможно забыть. Нетрудно догадаться, что одесские «Старики» и стали для меня лучшим спектаклем одиннадцатого «Homo Ludens».

В моих театральных путешествиях «Homo Ludens-2019″ — одно из самых самых ярких событий последних лет. И спектаклями, и воспоминаниями, оживавшими в связи с той или иной постановкой. И потрясающей атмосферой, которую ощутила, оценила и запомнила вся судейская команда.

А через год, в те же дни, мы встретились снова. В Николаеве, в русской драме, на «Homo Ludens». Только не на фестивале, а на премьере спектакля с тем же названием, который поставил один из нас, грузинский режиссер Каха Гогидзе. О спектакле – в следующей части этого мини-сериала об Играющем Человеке.

Николаев — Днепр

17-P91005-155209 18-P91008-221614 19-P91005-160755 20-P91010-135641 21-P91011-224933 22-P91005-160826 23-P91005-160846 24-P91005-160952 25-P91008-215223 26-P91005-171645 27-P91012-113119 28-P91012-132319 29-IMG_4364_Марина-Васильев 30-P91011-125641 31-IMG_4530 32-IMG_4534_науч-конф 33-IMG_20191011_134518_науч 34-P91009-222551 35-P91009-231234 36-IMG_4533