00-миниатюра_новая

ФЕСТ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА КУКОЛ

В конце сентября в Кропивницком Кировоградский областной театр кукол во второй раз провел фестиваль «Scene-fest». Мне довелось наблюдать за развитием идеи этого фестиваля. Первым этапом, который я не застала, были спектакли местного театра кукол в рамках «Вересневих самоцвітів». Приехав в Кропивницкий впервые, я застала кукольную, «детскую» часть «Самоцвітів» в расширенном составе: с участием не только местного театра кукол, но и коллективов со всей Украины и из-за рубежа. Уже тогда кировоградские кукольники вынашивали идею своего, отдельного фестиваля. Не только мечта, но и основания у них были: в программу постоянно собирали более десятка спектаклей украинских и зарубежных театров, в разных жанрах, для детей и взрослых. Два года назад под другим названием и еще в рамках «Самоцвітів» провели пробный фестиваль, анонсировав на следующий год начало собственного проекта. Так оно и случилось: в прошлом году прошел первый открытый театральный фестиваль «Scene-fest», а в нынешнем, на втором фестивале, были воплощены все основные задумки проекта.

У фестиваля смешанная программа: спектакли театров кукол (их большинство) и драматические. Смешанный состав участников: театры государственные и негосударственные, профессиональные и любительские (в этом году не участвовали студенческие и детские коллективы, но в прошлые годы они были). А также мероприятия, непосредственно связанные с театром: в нынешнем году таким «спутником» была встреча с украинскими драматургами Недой Нежданой и Олегом Миколайчуком-Низовцом, которые презентовали издания новой украинской драмы. По традиции в программе были спектакли для детей, молодежи и взрослого зрителя, причем почти половина из них – пять из двенадцати – премьеры. Традиционно премьеру показали хозяева, кировоградские кукольники, традиционной же была теплая, домашняя атмосфера, отменная организация, приветливыми, доброжелательными – работники театра.

Театральную часть программы второго «Scene-fest», который проходил с 23 по 27 сентября, составили спектакли десяти театральных коллективов: постоянно участвующих в фестивале – из Запорожья, Кривого Рога, Николаева, Херсона, Черкасс, и впервые выступавших перед кировоградскими зрителями театров – из Коломыи, Львова, Мариуполя, Николаева (николаевские театры были представлены на фестивале двумя коллективами), а также постановки хозяев фестиваля. Мне удалось посмотреть девять из них.

01-IMG_7163_Кривой Рог«Чарівне місто сподівань»
Криворожский городской театр кукол

Криворожский городской театр кукол открыл программу спектаклем «Чарівне місто сподівань» по повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (инсценировка и постановка Ирины Рожковой, художник В.Букреев). Сюжет этой истории насыщен событиями, так что театру не пришлось растягивать спектакль до привычного хронометража (традиционная проблема многих постановок по детским пьесам с бедным событийным рядом). Он прошел в хорошем темпе, не теряя по пути зрительского внимания.

02-IMG_7474_Запорожье«Веселий урок»
Запорожский областной театр кукол

Судя по реакции малышей, Элли, Страшила, Железный дровоек и другие персонажи этой истории им хорошо знакомы. А вот с героями спектакля запорожских кукольников «Веселый урок» они вряд ли раньше встречались. В основе этой интерактивной постановки (режиссер Олег Лубенец, художник Людмила Зиновьева) история О.Шило о маленьком мальчике, который умеет выговаривать только согласные звуки, и его никто не понимает. Озорные, находчивые девчонки учат его гласным звукам при помощи веселых историй и загадок, и всё выглядит очень мило, но. Игры вживую, хоть и забавной, было в спектакле слишком много, а кукольного плана – непропорционально мало. Еще одна проблема обеих постановок – в них было мало работы с куклой, да и та ограничивалась простыми движениями.

Потеря интереса к кукле, к сожалению, общая тенденция. Что не просто обедняет зрительный ряд спектакля, хотя и это серьезный урон, но лишает искусство театра кукол его специфичности. Ну и понятно, что в отсутствие проработки характеров, поведения персонажей-кукол актеры-кукольники теряют квалификацию.

Возражая подобным сетованиям, обычно говорят о расширении границ, о том, что современный театр кукол стал театром анимации. Аргумент серьезный, если бы не одно но. Даже в лучших постановках, которые нынче называют театром анимации, заметна одна неприятная деталь: там с «одушевляемым» предметом работают не так изобретательно, как раньше в лучших кукольных спектаклях работали с куклой. Да и драматический, «живой» план постановок не так разработан и актеры не так убедительны, как того требует театр драматический. Складывается впечатление, что на пути расширения кукольности до анимации театры больше потеряли, чем обрели. Дело не в том, что направление неверное и не надо было расширять, искать новые краски, средства выразительности, а в том, что расширения как раз и не получается. Новое не очень-то приобрели, а старое подрастеряли… А еще мне кажется, что возвращение к кукле как действующему лицу, а не предмету, оживляющему зрелище, помогло бы актерам избежать наигрышей, а попросту говоря, фальши в игре.

03-IMG_7424_Херсон«Козак Мамай»
Херсонский областной театр кукол

Еще один постоянный участник фестиваля, Херсонский областной театр кукол показал спектакль «Козак Мамай» (инсценировка Бориса Чуприны по мотивам народных легенд и песен, режиссер Дмитрий Драпиковский, художник Наталья Ягупова). Нынешнему фестивалю везло на динамичные постановки, вот и херсонский спектакль поддержал эту тенденцию. К тому же в нем насыщен не только событийный, но и зрительный ряд. И даже слишком. Поэтому все многочисленные нешаблонные придумки режиссера сменяли одна другую, иногда не успевая отработать, запечатлеться в памяти зрителя. К сожалению, зрительная перегруженность вошла в противоречие с самым сильным элементом спектакля – сдержанным и даже аскетичным песенным слоем. Как тут не вспомнить другую постановку театра «Легенду об атамане Сирко», сдержанный, стильный спектакль, оставивший такое сильное впечатление, что столько лет прошло, а кажется, только что вышел из зала…

04-IMG_7667_Николаев_ИстАрт«Федорино горе»
Николаевский частный театр «ИстАрт»

Спектакль «Федорино горе» по мотивам произведений К.Чуковского привез на фестиваль Николаевкий частный театр кукол «ИстАрт» (автор инсценировки и режиссер Николай Лапунов, художник Л.Маркелова). По сюжету главная героиня этой истории, неопрятная Федора, появляется лишь в начале и в конце спектакля, а пока стремительно раскручивается сюжет и удирает из дому всё, что там есть, эта горе-хозяйка спит. Федору играет Наталья Григорьева, актриса задорная, которая любит и умеет насытить свою игру массой милых нюансов. И очень жаль, что всё это радует зрителя только в конце. Тем более что в спектакле всё опирается на актерскую игру, а двое юных исполнителей-«рассказчиков» хотя и стараются, но им еще не хватает опыта и задора.

05-IMG_7830_Николаев_ВТыК

«Вовки як люди. Люди як вовки»
Николаевский театр-студия «В.Т.и.К. з Узвозу»

В прошлом году на «Scene-fest» хозяева фестиваля показали спектакль по пьесе А.Витера «Станция, или Расписание желаний на завтра» в постановке николаевкого актера и режиссера Виктора Смирнова. В программе этого года участвовал руководимый им любительский коллектив, театр-студия «В.Т.ы.К. з Узвозу», со спектаклем по другой пьесе А. Витера «Вовки як люди. Люди як вовки». Я не поклонница разговорной драматургии, но в этой постановке актерам удалось преодолеть неизбежные сложности, которые она порождает. Во многом благодаря тому, что постановщик не пытался искусственно растянуть спектакль. И, конечно, сыграла свою роль непосредственность исполнителей. По большей части они не пытались «играть», что-то изображать. По реакции зала было ощутимо, что зрителей «проняла» история так похожей на человеческое сообщество волчьей стаи, любви и ненависти, преданности и предательства.
06-IMG_7717_Коломыя_Дикий мед

«Дикий мед у рік чорного півня»
Коломыйский театр женщины «Соломия»

Другой дебютант «Scene-fest», Коломыйский театр женщины «Соломия», привез в Кропивицкий две постановки. Первая – моноспектакль «Дикий мед у рік чорного півня» по одноименной пьесе О.Миколайчука-Низовца (режиссер Наталья Мостопалова-Гапчинская). Впервые я видела эту пьесу на сцене несколько лет назад на Коломыйском фестивале в постановке другого коллектива. Помню, тогда было ощущение некоторого сумбура, а причиной – то, что в пьесе затронуто много разных, зачастую очень далеких тем, и одна не успевает отзвучать, а ее уже сменяет другая… В спектакле коломыян эти резкие смены тем поддерживались внезапными переменами внутреннего состояния женщины, и все вместе (плюс резкая смена контрастных эпизодов) создавали ощущение метаний героини Маряны Кодиной-Иванович.
07-IMG_7749_Коломыя_Что такое женщина

«Що таке жінка»
Коломыйский театр женщины «Соломия»

Поющая актриса предстала перед зрителем в другой постановке, фактически моноспектакле, – музыкально-поэтическом представлении «Що таке жінка» (поэзия Татьяны Иванович, музыка Маряны Кодиной-Иванович, режиссер Оксана Стринадюк). Я люблю эту актрису. Лет пять прошло, а я помню ее Аннычку в Коломыйском театре им. Озаркевича, как будто это было вчера. Она заразительна, отзывчива. И в обоих спектаклях, показанных на «Scene-fest», она актерски и человечески притягательна и неравнодушна. Щедрость, открытость привлекают, но и требуют огранки, которую может дать кропотливая работа режиссера над каждым мгновением сценического существования героини. У меня нет сомнений, что Маряна готова к этой работе и с радостью ее примет. Вот такой посекундной проработки роли мне и не хватило в обоих спектаклях. Тогда бы в «Диком меде» исчез крик, который совершенно не нужен актрисе, она и без него находит отклик в душе зрителя. Тогда бы ее игра и пение во второй постановке стали тоньше, разнообразнее и еще привлекательнее.
08-IMG_7531_Львов_Я йду, Христе

«Я йду, Христе!»
Творческая мастерская Национального центра
театрального искусства им. Курбаса «Театр у кошику»

Две постановки привез в Кропивницкий другой новый гость театральной Кировоградщины, творческая мастерская Национального центра театрального искусства им. Курбаса «Театр у кошику». Один из них, моноспектакль «Ричард после Ричарда», показали в рамках «Вересневих самоцвітів». Другой, «Я йду, Христе!», об Андрее Шептицком (режиссер Ирина Волицкая), был заявлен в программах обоих фестивалей и показан на сцене Театра кукол. Это тонкий, интеллигентный спектакль, как всегда, хорошо режиссерски проработанный и в психологическом, и в визуальном плане. Как и все постановки этого театра, спектакль красив, и эта красота содержательна. Изящно, акварельно играла Лидия Данильчук, но в тот день на нее не снизошло вдохновение, и зрительского катарсиса не вышло, по крайней мере, у меня, хотя зал принимал актеров очень тепло. Возможно, проблема была в партнере: на этом показе Владимир Губанов показался холодным, формальным. Может быть, поэтому не впечатлила и игра актрисы, ведь вся история – диалог матери и сына.

09-009_Кировоград_Карлик Нос_фото Наталии Педько

«Карлик Нос»
Кировоградский областной театр кукол
Фото — Наталья Педько

По традиции хозяева «Scene-fest» показали на фестивале премьерный спектакль. Вообще-то премьеру «Карлика Носа» (пьеса А.Колесникова по одноименной сказке В.Гауфа) готовили к Дню театра, но карантин изменил планы. Как всегда у дуэта Ярослав Грушецкий – Карина Чепурная, спектакль получился ярким зрелищем, с необычными куклами, темпераментной музыкой. Он несомненно будет иметь успех у зрителей, что подтвердил и фестивальный показ. А с профессиональной точки зрения в нем недостает образных решений. Спектакль скорее иллюстрирует сюжет, чем образно воплощает философский смысл, в нем заложенный. Постановки, в которых основную нагрузку несут зрительный ряд и музыка, обычно не слишком уделяют внимание нюансировке актерской игры. В принципе, в этом есть логика, однако когда знаешь труппу, как выразительны, интересны могут быть эти актеры на сцене, всегда жаль, если спектакль не использует их возможности в полной мере.

10-DSC_1960_Одесса_Женитьба

«Женитьба»
Одесский украинский муздрамтеатр им. В.Василько
Фото с сайта театра (http://ukrteatr.odessa.ua/odrujennya/)

Благодаря любезности директора фестиваля и Кировоградского театра кукол Григория Педько, я смогла посмотреть и один спектакль «Вересневих самоцвітів» – «Женитьбу» Одесского украинского муздрамтеатра им. В.Василько по мотивам произведений Н.Гоголя (режиссер Иван Урывский, хореограф Павел Ивлюшкин). Эта постановка, как и другие спектакли режиссера, которые мне довелось увидеть, зрелищна, пластична и мистична. Его образное мышление – яркое, интенсивное, порой неожиданное. Может быть, первое, что бросается в глаза, – смещение происходящего на сцене в мистическую часть спектра и едва ли не полное исчезновение комического. Может быть, поэтому, а скорее, из-за того, что все персонажи явно отмечены печатью дьявольщины, «Женитьба» в интерпретации И.Урывского – это, по меньшей мере, равноправное смешение мотивов «Женитьбы» и «Вия». А по мне, так и вообще сюжет пьесы как бы помещен в мир повести. То, что все персонажи варятся в одном адском котле, сводит на нет контрасты, конфликт. Верней, перемещает конфликт за пределы сюжета и его персонажей в сферу восприятия человеком окружающего мира. При таком монохромном мирощущении, когда стираются все различия, краски, – какой мужчина, какая женщина, какие отношения между ними, вообще – между людьми? В этом дьявольском котле исчезает всё человеческое. Остается яркая картинка, плод фантазии постановщиков, создавших впечатляющее зрелище. Остается и сожаление, что богатство мира гоголевской «Женитьбы» не нашло отклик в душе режиссера. Так увиделась мне одесская вариация этой дивной пьесы.

Сентябрь в Кропивницком – месяц традиционно театральный. В нынешнем году «Вересневі самоцвіти» расцвели на Кировоградщине в пятидесятый раз. Второй «Scene-fest» и посвятили юбилею этого, наверное, старейшего в Украине театрального праздника. Как и раньше, когда кукольная программа была частью «Самоцвітів», фестивали проходили одновременно. В этом году их соединило яркое театрализованное шествие от Театра кукол к Театру корифеев. В планах – оставить оба фестиваля сентябрьскими, но проводить в разное время. А театральное пространство останется единым, что и подчеркивает открытость фестиваля «Scene-fest».

Кропивницкий – Днепр