00_Cheburashka_13_IMG_8299

ЧЕРНИГОВСКИЙ «НОРОВ» (IV)

Обзор спектаклей фестиваля

Это был отличный фестиваль. Интересная, насыщенная программа, хорошая организация. Хотя наверняка устроителям было непросто, но на атмосферу фестиваля это не влияло: легко дышалось и на просмотрах, и в кулуарах на выставке, и просто в общении с участниками и теми же заклопотанными организаторами. Всё складывалось здорово, и даже при суперплотном графике показов – семь спектаклей в день – удалось немного прогуляться улицами Чернигова.

При всей занятости устроителей нам все же удалось немного пообщаться с директором фестиваля Олегом Кошевым.

О.Кошевой:

«Почему фестиваль посвящен Александру Норову? Потому что он нес людям Свет, Тепло и Добро. Это три составляющие настоящего искусства. Он дарил их своим ученикам, и теперь мы стараемся продолжить его дело, сохранить о нем память. Сан Саныч был очень заметной фигурой в культурной жизни Чернигова. Он много сделал для аматорских театров города и области. Из коллективов, участвовавших в фестивале, это театр «Иллюминатор», в котором он был художественным руководителем, театр «Ex Libris», детский драмтеатр «Слово» из средней школы села Карильское. Сан Саныч регулярно бывал в этом театре, устраивал там летнюю театральную школу. В «Иллюминаторе» он не только ставил спектакли, он давал ставить всем, кто хотел, помогал им, наблюдал. И с теми, у кого получалось, работал уже предметно. Шестеро ребят из «Иллюминатора» окончили Киевский университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, это о многом говорит.

В организации фестиваля участвовало много людей, назвать всех физически невозможно. В оргкомитет, который определял формат фестиваля, входили Юрий Ткач, начальник Черниговского городского управления культуры, Оксана Тонюк-Фрис, Виталий Гольцов, художественный руководитель Черниговского театра кукол, руководители театральных коллективов, будущих участников фестиваля.

Мы думали, что первый «Норов» будет городским. Но в нем участвовали и несколько коллективов из Киева, и театры из области. Так что фактически он получился региональным. Хотим проводить фестиваль ежегодно, планируем сделать его международным, возможно, уже на следующий год».

Ну а теперь – о собственно театральных фестивальных впечатлениях.

От предстоящего события всегда чего-то ждешь. От фестиваля любительских театров ждешь прежде всего неожиданного. Профессиональное искусство в чем-то можно просчитать (хотя бы по тем базовым навыкам, которыми необходимо и известно должен владеть профессионал), любительское искусство не просчитывается в принципе. Думаю, многие профессионалы согласятся со мной и в том, что на встречу с любительским искусством часто идешь не только с ожиданием неожиданного, но и с опаской: вдруг у человека тяга к искусству есть, а способностями природа не наделила, и остается это хобби домашней радостью аматора, а от тебя ждут отзыва «по меркам искусства», разумеется, отзыва положительного, и ты, желая не обидеть хороших людей, мучительно придумываешь обтекаемые фразы, что, мол, занятие творчеством облагораживает, и прочее в том же духе.

Первый «Норов» и в этом смысле оказался удачным: он не поставил гостей в неловкое положение. Хотя впечатления оставил разные.

Постановщики в любительском театре часто профессионалы, так что непредсказуемость аматорского театра связана прежде всего с актерами. С них и начнем.

В доброй сотне самодеятельных артистов, выходивших на фестивальную сцену, были более и менее опытные, совсем малышня и взрослые, они исполняли большие и крохотные роли. Но все играли с удовольствием, чувствовали себя естественно на театральных подмостках. Это тот приятный для зрителя, и особенно профессионального, случай, когда ты видишь, что люди заняты не просто любимым, но своим делом, и тебе не нужно кривить душой, вспоминая любительский статус актеров, чтобы оправдать их занятие театром.

01_Zajats_02_IMG_7857+++

02_Veselyj-Rodzher_05_IMG_8

Максим Бабюк (Заяц) в спектакле «Крутой заяц»
и Анастасия Кравченко (Крыса) в спектакле «Веселый Роджер».

Среди актеров вне конкуренции были для меня Максим Бабюк из детского драмтеатра «Слово» Карильской средней школы (Заяц в «Крутом зайце» Р.Дикого и А.Норова, по мотивам сказки С.Михалкова «Зайка-зазнайка») и Анастасия Кравченко из черниговского театра-студии «Белый чемодан» (Крыса в «Веселом Роджере» Д.Салимзянова, режиссер Руслана Мовлян). О такой игре говорят: на одном дыхании. Да и вообще выглядит это не как игра, а будто, выходя на сцену, человек оказывается в другом мире и непостижимым образом превращается в другого.

Яркие актерские работы – у Богдана Красножона из черниговского театра «Огни рампы» (Вентилятор в спектакле «Чебурашка» Н.Сабитова, режиссер Лариса Кирюша), Ирины Глущенко из киевской театральной студии Светланы Брагиной (Искра в спектакле «Завтра…» по повести Б.Васильева «Завтра была война», режиссер Светлана Брагина). У ребят и характеры персонажей выразительные, и точная настройка на партнеров.

03_Edit-Piaf_01_IMG_7181---

Елена Иванова-Райская в спектакле «Едит»

В отличие от своих юных коллег, Елена Иванова-Райская из черниговского театра Ирины Нестерук – актриса явно опытная. Но в материале, который театр показал на фестивале, трудно даже сказать, несет ли опыт облегчение или осложняет задачу исполнителя: на суд зрителей и жюри был представлен спектакль «Эдит» С.Берто – об Эдит Пиаф (режиссер Ирина Нестерук). Играть гения – задача аховская для любого актера, а тут героиня показана не только житейски, но и творчески: Эдит в спектакле поет. А ведь прямое сравнение – убийственая вещь… По ходу спектакля было ощущение, что эти кажущиеся непреодолимыми трудности перед актрисой даже и не возникли. Потому что выбрали верный ракурс – человеческий: перед нами была не знаменитость с легендарной биографией, а женщина с неуемной жаждой жить и петь. Вот она жила и пела, а мы смотрели, слушали и – радовались.

(Далі буде)