00-миниатюра

«HOMO LUDENS». КРУГ ИГРЫ (ІІ)

Легко увидеть символизм в том, что премьера спектакля «Homo Ludens» в Николаевском театре на Адмиральской, которая планировалась на конец мая нынешнего года, состоялась в начале октября, когда уже много лет подряд в этом театре открывается международный театральный фестиваль с тем же названием, и который был отложен на год из-за карантина. В этом годе не фестиваль – спектакль. Можно было увидеть в этом символ воли театральных коллективов выжить в очень сложной и неожиданной ситуации, в которую они попали впервые и опыта выживания в которой никто не имел. Можно было увидеть в таком смещении знак того, что в этом театре витает дух предвидения будущего (вспомним спектакль о Шевченко, премьера которого состоялась в середине февраля 2014, когда все трагические события того года были еще впереди). Но не будем придавать слишком уж большое значение символам. Живая жизнь важнее и интереснее. А она в нашем случае – это театр и новый спектакль в его афише.

Как возникла идея постановки, как появилась эта интернациональная команда? Вопросы к Артему Свистуну, директору – художественному руководителю Николаевского театра русской драмы, инициатору и руководителю проекта.

01

Артем Свистун:
— Когда я еду в разные города и страны – в отпуск или в командировку, хотя отпуска как такового у меня нет, – мне всегда интересно, чем живет город, страна, где я нахожусь, какие там театры, театральные традиции. Вступая в должность директора – художественного руководителя нашего театра, я уже имел в планах эти поездки и теперь выполняю ту программу, с которой пришел к руководству коллективом. Все это делается, чтобы оживить, разнообразить творческую жизнь театра. Мы также следим за зрительскими предпочтениями и видим, что наш зритель хочет чего-то нового, необычного и яркого. Я понимаю это как новый режиссерский почерк, новую палитру, новую школу, стилистику. Зритель может не понимать этих тонкостей, но он чувствует в спектакле что-то непривычное… Поэтому мы приглашаем ярких, интересных режиссеров. И для труппы это хороший тренинг.

В мае 2019 года «Мельпомена Таврии» проходила в двух городах, Херсоне и Николаеве, так же, как и в начале истории этого фестиваля. В рамках «Мельпомены» к нам и приехал коллектив из Грузии со спектаклем «Украдене щастя» по И.Франко, в постановке литовского режиссера Линаса Зайкаускаса. С этим спектаклем, который очень тепло приняли зрители, Николаев открыл для себя грузинское театральное искусство. Грузины пригласили нас на свой фестиваль современной драматургии в небольшой городок Ахалцихе на юге Грузии. А мы как раз накануне выпустили премьеру спектакля «Кольори» Павла Арье, вот с ним в Грузию и поехали. Был очень тяжелый перелет, и первым, кто нас встретил в аэропорту, был актер и режиссер Каха Гогидзе. Он родом из Ахалцихе, его мама – художественный руководитель тамошнего театра. Каха открыл нам Грузию, показал прекрасные горы, необыкновенный монастырь…

Мы сыграли на фестивале свой спектакль, а когда Каха предложил сделать постановку в нашем театре, мы с радостью согласились: новый режиссер, новое видение… Он назвал несколько пьес, одной из них была «Homo Ludens» молодого белорусского драматурга Тимофея Ильевского. Пьеса мне понравилась, связались с драматургом, он дал добро, и осенью прошлого года, когда Каха приехал в Николаев на фестиваль «Homo Ludens» как член жюри, мы наметили конкретные пункты предстоящей постановки, распределение ролей, провели первую встречу с коллективом и решили, что на закрытие театрального сезона 2019-2020, в мае этого года, в рамках фестиваля «Мельпомена Таврии» и в завершение 86-го театрального сезона мы покажем премьеру этого спектакля.

Такова предыстория грузинской линии нашей постановки. Польская началась летом прошлого года. Тогда в программе нашей третьей летней театральной школы «Театрон» принимали участие польские коллективы, и в январе нынешнего года мы с профессором Виктором Мозговым поехали в Польшу для налаживания творческих связей. В частности, предполагалось наше участие в летней театральной школе в Польше. Во время поездки мы посетили различные театральные мероприятия, в том числе посмотрели мастер-класс по стэпу Ирины Новаковской (Jirina Nowakowska). И я увидел этот прием в нашем будущем спектакле: этот стук, который передавал бы напор, агрессию толпы… Созвонился с Кахой, потом спросил, согласна ли Иржена дать в нашем театре мастер-классы для труппы и участвовать в постановке, а у нее уже был опыт работы в драматическом спектакле.

Вот так сложилась эта команда. Мы планировали в конце марта, после Международного дня театра, приступить к постановке вплотную, за два месяца спокойно сделать спектакль и показать премьеру к закрытию сезона. Карантин внес свои коррективы, все перестали работать, границы закрыты… Понимая, что когда-то это закончится, мы начали онлайн-репетиции с Кахой. Был застольный период, читки пьесы… Предполагали, что летом будет послабление, и в середине августа, после отпуска Каха и Ирина приедут, и мы начнем репетиции. Ирина приехала, а Каха нет: не было сообщения с Грузией. Ежедневно в течение недели были утренний и вечерний тренажи с труппой по стэпу. До того в нашем театре таких тренингов не было. И для нашего балетмейстера Елены Лысенко это тоже было новшество.

А потом вдруг звонок, нам сообщают, что появился чартерный авиарейс, которого нет ни в каких расписаниях, и это единственный шанс для Кахи добраться до Украины, потому что паромы перегружены, на них попасть невозможно… Мы выслали ему билет, сразу купили и билет Киев-Николаев, молясь, чтобы ничего не закрыли, не ужесточили въезд для иностранных граждан… Только когда 3 сентября он появился в Николаеве, мы наконец выдохнули и – начались ежедневные репетиции. Была очень серьезная нагрузка на коллектив. Идут спектакли текущего репертуара, обменные гастроли, которые из-за карантина были перенесены с марта-апреля на сентябрь. В Херсоне проходит фестиваль «Мельпомена Таврии», в котором мы участвуем… Вот так и было: репетиция – гастроли, репетиция – фестиваль, репетиция – спектакль планового репертуара… Было очень напряженно, но мы спешили, чтобы успеть к началу сезона. И вот я вчера посмотрел первый премьерный спектакль: энергетика была такая же, как на фестивале. Собрались страны-участники, приехали гости, жюри, – мы все собрались на «Homo Ludens». И день тот же, второе октября, всё по традиции. И атмосфера, которая была в зале, и пьеса белорусского драматурга, и то, что мы его поддержали, – всё это вместо рождало ощущение, что ангелы соединили нас всех в одном месте. Получилось символично, но это не было искусственно придумано, а жизнь так сложила. Значит мы сделали то, что нужно, раз жизнь поддержала нас…

(Далі буде)

02

Перед генеральным прогоном

03

Половина жюри в сборе :)04

Артем Свистун, Михайло Журавель, Владимир Саган, Каха Гогидзе

05

Виктор Мозговой и Михайло Журавель

06

Василь Неволов, Виктор Мозговой, Владимир Саган, Михайло Журавель

07Ирина Новаковска (слева)08

Пресс-конференция перед спектаклем

09

Каха Гогидзе. Минута — и начинаем!