00-vinnitsa-fest-02

«Подільська лялька-2015″ (III)

Еще одну вариацию на классический сюжет мы увидели в спектакле «Бармалей» М.Назаренко по сказкам К.Чуковского Николаевского частного театра кукол «ИстАрт» (режиссер М.Назаренко, художник О.Филончук). И снова – насыщенное разнообразными приемами, персонажами действо, в котором сказочные герои Чуковского появляются в ходе фантастического урока географии, на котором молодые, изобретательные учителя, рассказывая своим зрителям-«ученикам» про Африку, через игру хотят научить их простым правилам жизни. Сюжет и здесь не всегда держится на поверхности спектакля, отчего смещаются акценты, и театр достигает результата не совсем запланированного. Впрочем, положительного. Дети получили не урок правил житейского поведения, а наглядный урок безграничных возможностей человеческой фантазии, способной создавать чудеса самыми простыми средствами.

"Бармалей". Чего только ни вытворяют эти "учителя"-выдумщики! В ход идё все, что оказывается под рукой: магниты, фломастеры, мусорные корзины, цветная бумага, афиша...
«Бармалей». Чего только ни вытворяют эти «учителя»-выдумщики! В ход идёт все, что оказывается под рукой: магниты, фломастеры, мусорные корзины, цветная бумага, афиша…

25-vinnitsa-fest-21-05-15-nikolaev

26-vinnitsa-fest-21-05-15-nikolaev

«Африканскую» историю привез на фестиваль и австрийский «Dachtheater» Кордулы Носсек. Единственный на фестивале моноспектакль «Крокодильи слезы» К.Носсек и Г.Эбенлехнера (режиссер и сценограф Г.Эбенлехнер) – история о маленьком крокодильчике, который потерял, а потом нашел свою маму. Актриса создает свой спектакль буквально из ничего: пара шариков от пинг-понга, надетых на ладонь, — и вот уже перед нами голова страуса. Ничего особенного, но повадки птицы воспроизведены так точно, что возникает полная иллюзия живого существа. Кусок старющего, драного поролона в руках актрисы так же незаметно превращается в маленького крокодила. И всё это – буквально в метре от зрителей, отчего иллюзия еще больше впечатляет. Конечно, такая точная, тонкая работа – и дар, и мастерство, за которым большой, долгий труд. Но основа, я думаю, все же не в этом, а в интересе к жизни, он и порождает столь острую наблюдательность и такую подробную проработку сюжета.

"Крокодильи слезы". Актриса погружена в стихию игры, увлечена своими героями, общением с ними и со зрителем. Но каждая деталь ее спектакля настроена на сюжет. Она рассказывает историю маленького крокодильчика, последовательно разворачивая эпизод за эпизодом. Вот так рождается крокодильчик
«Крокодильи слезы». Актриса погружена в стихию игры, увлечена своими героями, общением с ними и со зрителем. Но каждая деталь ее спектакля настроена на сюжет. Она рассказывает историю маленького крокодильчика, последовательно разворачивая эпизод за эпизодом.
Вот так рождается крокодильчик

28-vinnitsa-fest-18-05-15-avstrija 29-vinnitsa-fest-18-05-15-avstrija 30-vinnitsa-fest-18-05-15-avstrija 31-vinnitsa-fest-18-05-15-avstrija 32-vinnitsa-fest-18-05-15-avstrija 33-vinnitsa-fest-18-05-15-avstrija 34-vinnitsa-fest-18-05-15-avstrija 35-vinnitsa-fest-18-05-15-avstrija

А так "приемная мама" его кормит
А так «приемная мама» его кормит

37-vinnitsa-fest-18-05-15-avstrija

А после спектакля каждый желающий получает на память штампик на ладошку - зеленого крокодильчика. Вы думаете, в очередь за крокодильчиками выстроились только дети?.. :)
А после спектакля каждый желающий получает на память штампик на ладошку — зеленого крокодильчика
Вы думаете, в очередь за крокодильчиками выстроились только дети?.. :)
Вы думаете, в очередь за крокодильчиками выстроились только дети?.. :)

Ровенские кукольники, постоянные участники фестиваля, на этот раз познакомили винницких малышей со своей версией «Золушки» Ш.Перро (инсценировка и режиссура Д.Нуянзина, художник И.Кульчицкая). Спектакль получился нарядным, красочным, и, конечно, не обошелся без сказочных превращений. Как и «Севильский цирюльник» грузинских артистов, «Золушка» у ровенчан – ироничный спектакль, в романтические тона окрашены только образы главной героини и Принца, что удачно подчеркнуто в куклах этих персонажей. Многие действующие лица действительно дают повод для иронии, но почему среди них оказалась добрая волшебница? Она выглядит злой колдуньей, смех ее рассыпается бисером, точь-в-точь как у сварливых сестер Золушки. Сюжет сказки не дает ключа к этой режиссерской выдумке, спектакль, к сожалению, тоже.

Эта история про Золушку не обошлась без чудесных метаморфоз вроде превращения люстры в шикарную тыкву-карету и изящного неожиданного превращения множества часовых циферблатов на заднем плане в танцующих девушек в сцене королевского бала
Эта история про Золушку не обошлась без чудесных метаморфоз вроде превращения люстры в шикарную тыкву-карету и изящного неожиданного превращения множества часовых циферблатов на заднем плане в танцующих девушек в сцене королевского бала

41-vinnitsa-fest-19-05-15-rovno 42-vinnitsa-fest-19-05-15-rovno

Самую противоречивую и даже полярную реакцию у участников и гостей фестиваля вызвал спектакль Кировоградского театра кукол «Наймичка» по произведениям Тараса Шевченко (инсценировка и режиссура А.Поляка, художник Л.Черновий). Одни его категорически не приняли, другие столь же активно приветствовали. Для подобных спектаклей такая полярность оценок скорее всего неизбежна.

Режиссер сыграл в очень рискованную игру: оставил актеров один на один с поэтическим текстом и зрителем, не снабдив никакими подпорками. Тут либо пан, либо пропал. Поймает актер верный тон и ритм, совпадут они с настроем зрителя – спектакль его покорит, а нет – оставит в душе разочарование и пустоту.

Кировоградская «Наймичка» – театральный наив. Актеры – он и она – произносят поэтический текст, маленькие куклы в их руках лишь обозначают персонажей. Они неподвижны, актеры с ними как бы и не работают, а лишь переставляют соответственно движению сюжета. Пассивно и оформление сцены: хата на заднем плане, по бокам условно обозначенные хозяйственные постройки, нарисованная корова, – они не «играют», не становятся местом действия. Действие происходит в тексте. Всё это свойственно литературной композиции, каковой и посчитали спектакль те, кто его не принял. А те, кому он пришелся по душе, почувствовали в нем атмосферу, замечательную иллюзию того, что не только спектакль, но и сами поэтические строки рождались на наших глазах.

"Наймичка" – чистый, прозрачный, наивный рассказ о судьбе героини и ее сына. Атмосферу спектакля насыщает поэтическая сила шевченкового слова
«Наймичка» – чистый, прозрачный, наивный рассказ о судьбе героини и ее сына. Атмосферу спектакля насыщает поэтическая сила шевченкового слова

44-vinnitsa-fest-20-05-15-kirovograd 45-vinnitsa-fest-20-05-15-kirovograd

Хозяева фестиваля участвовали в конкурсной программе двумя спектаклями, и обе работы экспериментальные. Л.Земелько снова взяла в постановку не традиционный кукольный репертуар, на сей раз – «Тринадцатую звезду» В.Ольшанского (художник Т.Шабанова).

46-vinnitsa-fest-19-05-15-vin-kukly-13star

У этого материала есть серьезный сценический недостаток: в пьесе много разговоров, а вот показать событийный ряд сложно, в этом смысле сюжет явно не театральный, что для кукольной постановки еще большая проблема, чем для драматической. Эту проблемность пьесы в винницком спектакле во многом удалось снять: и за счет выразительного решения сцены забега, и удачным сочетанием живого и кукольного планов.

В "Тринадцатой звезде" Мики Ду – не кукла, а драматический персонаж. Это драматизирует историю, которую рассказывает театр, усиливает смысловое и образное напряжение (возникает ось "человек-животное" – "животное-человек")
В «Тринадцатой звезде» Мики Ду – не кукла, а драматический персонаж. Это драматизирует историю, которую рассказывает театр, усиливает смысловое и образное напряжение (возникает ось «человек-животное» – «животное-человек»)

48-vinnitsa-fest-19-05-15-vin-kukly-13star

Еще один фестивальный дебют состоялся во втором конкурсном спектакле винницких кукольников: А.Гончарук был в нем и актером, и автором пьесы. «Суровое испытание» (режиссер А.Свиньин, художник Н.Павлова) — не только постановка на актуальную тему, это и самый что ни на есть датский спектакль: он создан к 70-летию Победы. Опасения, что спектакль окажется датским не только по форме, но и по сути, были: слишком много подобных постановок осталось в памяти с советских времен. Новая работа винничан избежала этой незавидной участи, чему способствовало искреннее, не формальное отношение театра к теме. А в фундаменте успеха театра – верный подход к материалу: в пьесе и в спектакле тема раскрывается через сюжет.

В "Суровом испытании" театр передает зрителю свои мысли и чувства через событийный ряд – поступки героев
В «Суровом испытании» театр передает зрителю свои мысли и чувства через событийный ряд – поступки героев. Фото предоставлено театром

Двое студентов пришли на пересдачу к преподавателю истории. Они хорошо подготовились и начинают сыпать цифрами: сколько погибло винничан во время фашистской оккупации, сколько было угнано на работы в Германию… Но учитель задал им еще и прочесть рассказ о том, что происходило на оккупированной Винничине. Вместо пересказа его содержания, чтобы ребята не просто усвоили материал, но и прочувствовали, что такое война, все герои этой истории разыгрывают рассказ как домашний кукольный спектакль. Обе сюжетные линии – и драматическая, и кукольная – выстроены в цепочки взаимосвязанных событий, благодаря чему рассказанная театром история обретает цельность.

Спектакль дышит действием, оно ритмизирует и выстраивает происходящее на сцене, придавая ему цельность. Фото предоставлено театром
Спектакль дышит действием, оно ритмизирует и выстраивает происходящее на сцене, придавая ему цельность.
Фото предоставлено театром
Фото предоставлено театром
Фото предоставлено театром

У винницкого кукольного фестиваля есть замечательная традиция, редкая по нынешним сложным временам: театральные коллективы могут быть на фестивале от начала до конца. Это придает дополнительный смысл и вес профессиональному разбору спектаклей членами жюри фестиваля. В этом году своими впечатлениями от фестивальной программы поделились режиссеры, педагоги председатель жюри Ростислав Коломиец и Евгений Гимельфарб. На этот раз не было разбора постановок, они говорили о тех общих проблемах, которые увидели в разных спектаклях. В том числе – о необходимости выстраивать материал.

Акцент на сюжете – это не только дань особенностям восприятия ребенка, основного зрителя кукольных спектаклей. Сюжет в театре – не просто цепь событий, это способ общения со временем. Освоить время всегда сложнее, чем пространство. Сюжет, как последовательность взаимосвязанных перемен – не только событий, но и эмоций, настроений, – вернейший помощник театра в организации сценического времени. Не стоит пренебрегать этой помощью.

Людмила Томенчук

Винница – Днепропетровск

Вскоре на сайте будут опубликованы и другие материалы из Винницы – интервью с участниками и гостями «Подільської ляльки-2015″