Этот театральный фестиваль по традиции проходит в Николаеве в начале октября. Осенью 2013 года он состоялся в седьмой раз.
«Homo Ludens» – фестиваль конкурсный. Два жюри – основное и альтернативное – на фестивалях бывают часто. Но на николаевском театральном состязании целых четыре жюри: два основных и, соответственно, два альтернативных. Потому что две программы: драматические спектакли проходят на сценах русского драмтеатра, кукольные – на сцене кукольного. Хозяева так всё продумали, что спектакли не идут параллельно. Поэтому, несмотря на насыщенный график, члены всех жюри и гости могли посмотреть почти все спектакли обеих частей программы. А еще побывали в обоих театрах на открытии сезона, приуроченном к фестивальным дням, – плюс еще два спектакля к фестивальной программе. Всего около двадцати постановок.
Начнем с кукольных спектаклей. На открытии сезона Николаевский театр кукол сыграл спектакль «Айболит и Бармалей», инсценировку сказки К.Чуковского.
Фестивальную программу открыл очаровательный спектакль «Дюймовочка» Н.Боровикова по сказке Андерсена Тульского театра кукол (режиссер В.Руденко).
В спектакле симпатичные куклы и оформление (художник Н.Ванина), а украшением стала изящная, легкая игра актеров. В итоге получилась стильная постановка, отмеченная призом за лучший спектакль.
Гости из Беларуси, театр кукол «Батлейка» (Молодечно), показали сказку «Конек-Горбунок» П.Ершова, веселое, моторное скоморошье действо.
Белорусские актеры мгновенно завели зал – и детей, и взрослых. Художнику спектакля О.Сидоренко присужден приз за лучшую сценографию и кукол.
По постановке белорусов видно, что любое ощущение, любой смысл театр может передать простыми средствами – если у постановщиков есть фантазия, у актера – настрой, и если в спектакле создана атмосфера.
На «Homo ludens» я второй раз за год была на спектакле прелестного кишиневского театра кукол «Гугуце».
В Николаеве молдавские кукольники показали «Коллаж Гугуце», состоящий из мини-новелл, частью кукольных, частью – в технике театра рук. Слаженная игра актеров во главе с играющим директором – заразительной Г.Лунгу – покорила сердца членов жюри: молдаване получили приз за лучший актерский ансамбль.
Мне в спектакле кишиневцев запомнились моменты, когда кукла как бы отделялась от ведущего ее актера и начинала существовать сама по себе. Тогда, например, возникала иллюзия живой лошадки, а иллюзия всегда завораживает, такова уж природа театра.
Кукольные спектакли для взрослых существовали всегда, но сейчас интерес к ним особенно велик. Хозяин кукольной части фестиваля, Николаевский театр кукол показал именно такую постановку – «Любовь! Любовь!» по мотивам «Декамерона» Бокаччо (режиссер В.Чхаидзе).
Трансформирующиеся декорации, тростевые куклы (художник С.Зайцев), многослойная структура спектакля: постановщик использовал прием театра в театре, верней, кино в театре (мы как бы подглядываем за съемками фильма).
О чем спектакль? Конечно, о любви. К женщине, к деньгам, к творчеству. Такую многоплановость темы воплощают множество персонажей. У одних любовь возвышенная, у других – обыденная, но все увлечены. И зритель – тоже.
Мне, правда, не хватило режиссерской выдумки: постановочные приемы были слишком предсказуемыми, легко читаемыми, а то и просто лобовыми. Даже для детского спектакля это не очень хорошо, а уж для взрослого тем более.
Луганский театр кукол показал на фестивале «Рыжую компанию» А.Герасимова (режиссер А.Кравчук). Упоительный спектакль!
Ночь. Лиса (С.Тарасенко; приз за лучшую женскую роль) хочет посетить курятник с известными намерениями. Но не дремлет Щенок (В.Середа; приз за лучшую мужскую роль). Переговоры заканчиваются «Кумпарситой». Ах, какое танго они нам станцевали! (балетмейстер В.Онищенко).
И так, затаив дыхание, дети и взрослые смотрели весь спектакль, с первой до последней секунды.
Я с одним только не согласна – с названием: это не рыжая, а сине-рыжая компания, настолько они спелись – рыжие персонажи и их друзья-актеры в синих трико.
Накануне «Homo Ludens» театр-хозяин фестиваля по традиции открыл свой восьмидесятый сезон премьерой спектакля “Фредерик, или Бульвар преступлений” по одноименной пьесе Э.Э.Шмитта (режиссер Н.Яремкив).
Моя первая встреча с труппой этого театра останется в памяти яркими актерским ролями, слаженной ансамблевой игрой. Вообще спектакль оставляет ощущение, что вся труппа в тонусе, в хорошей рабочей форме, актеры уверенно держат тон и в драматических, и комедийных сценах.
Самым ярким персонажем спектакля, как и положено по сюжету, стал главный герой, премьер театра, знаменитый Фредерик Леметр в выразительном исполнении В.Остафийчука.
Драматическую часть фестивальной программы открыл Минский республиканский театр белорусской драматургии спектаклем «Адвечная песня» – фолк-рок оперой по мотивам одноименной поэмы Янки Купалы (режиссер С.Ковальчик, художник В.Тихонов, балетмейстер Т.Федосеева).
Я видела его несколько лет назад на другом фестивале – то же впечатление простоты и мощи, словно этот спектакль питает не только энергия и талант людей, которые его создали и играют, но и земля, солнце, небо – всё то, что окружает человека земли на его жизненном пути.
Спектакль идет на белорусском языке, и иноязычному человеку трудно понять смысл слов, тем более в непрерывном песенном потоке. Но четко организованный зрительный ряд спектакля всё поясняет без слов, и ты смотришь и слушаешь в полной гармонии со всем, что происходит на сцене.
Замечательный спектакль минчан был отмечен главным призом фестиваля.
Людмила Томенчук
Фото автора
(Далі буде)