00-миниатюра

ФЕСТИВАЛЬ «МОЛОКО»-2020

И чуть-чуть «Молока»…

Я не суеверна, что и подтвердила, впервые явившись на тринадцатое «Молоко». А там!.. Мои давние друзья — руководитель Николаевской русской драмы Артем Свистун, режиссер и педагог Владимир Саган, с которыми столько отфестивалено и отпремьерено… Мои новые друзья, Михайло и Анастасия Журавель, с которыми познакомилась и подружилась прошлой осенью на николаевском фестивале «Homo Ludens»… Мои новые знакомые и, надеюсь, друзья одесский режиссер Александр Иваненко и видеоинженер и фотограф из Ковеля Юрий Ребрик. Саша учился в Днепропетровском театральном училище у Григория Богомаза-Бабия, и мы вспоминали отменное выступление его курса с чеховским спектаклем на фестивале «Данаприс» в Запорожье. С Юрой мы толком поговорить не успели, потому что оба не выпускали фотоаппараты из рук, но то, что он изумительный фотограф, я поняла по его чуткой, всегда точной реакции на происходящее на сцене. А потом и фотографии увидела…

01-IMG_6714-ЖуравельМихайло Журавель 02-IMG_6717Артем Свистун 03-IMG_6719

Фестиваль «Молоко» уже проводился на два города: в прошлом году, традиционно, — в Одессе, и, как новшество, еще и в Николаеве. Уже тогда Михайло Журавель и Артем Свистун объявили, что это не одноразовая акция, а начало новой традиции. Так и случилось: тринадцатый фестиваль проходил шесть дней, — по три в Николаеве и Одессе. Жаль, что я смогла быть на нем только два последних дня. В этом году по понятным объективным причинам программа была не очень насыщенной. Если на прошлогоднем «Молоке» в день показывали по три-четыре постановки, плюс литературные мероприятия, то в нынешнем — один-два спектакля. Но фирменная атмосфера «Молока» — душевная, семейная, осталась неизменной. Откуда знаю, ведь я на фестивале впервые? А из прошлогоднего общения с Михаилом и его женой на «Homo Ludens». То приятное ощущение человеческой теплоты, искреннего интереса к людям, ко всему, что они делают, которое возникло тогда, я ощутила и здесь, в Одессе.

Мне удалось посмотреть два спектакля, и каждый из них попал в контекст моих прежних театральных впечатлений.

04-IMG_6411Алексей Андриенко и Михайло Журавель

В рамках фестиваля в Николаеве и Одессе Полтавский театр им. Гоголя показал «Полет над гнездом кукушки» по Кену Кизи (режиссер Сергей Павлюк). Оказалось, что полтавчане впервые за сто лет выступали на одесской сцене. Они получили Гран-при и по правилам фестиваля будут с этим спектаклем выступать на «Молоке» и в будущем году. Так что второй визит в Одессу они себе обеспечили. А по тому, с каким энтузиазмом их принимала публика, ясно, что одесские театралы хотели бы еще не раз встретиться с полтавским коллективом.

05-IMG_6450-КукушкаСцена из спектакля «Полет над гнездом кукушки»
Полтавский муздрамтеатр им. Гоголя

Свобода, свобода, свобода… Сможет ли театр остаться в поле художественном, не удариться в публицистику? Эти же вопросы возникали передо мной, когда шла на два спектакля полтавчан, которые видела несколько лет назад: «Последняя любовь гетмана» и моноспектакль Василя Голуба по поэзии Тараса Шевченко.

Честно говоря, я с опаской шла на спектакль полтавчан. С одной стороны, известный роман, еще более известный фильм с гениальным МакМерфи — Николсоном. С другой, предельная публицистичность этого сюжета в наши дни и именно здесь, у нас. Тут и война, и Крым, и крановирусная истерия. Кстати, Крым имеет к этой постановке самое прямое отношение. Идея спектакля по роману Кена Кизи принадлежит крымскому татарину, режиссеру Билялу Билялову, который хотел поставить этот сюжет о судьбе крымских татар, но обстоятельства не позволили. Проект заинтересовал директора Полтавского театра Алексея Андриенко, у которого с Биляловым давние дружеские связи, полтавчане осуществили постановку и не прогадали. Связь с первоначальным замыслом сохранилась в спектакле гоголевцев: голосом Билялова на крымско-татарском языке звучат в спектакле два монолога. Но — безусловный плюс постановки — режиссер не подчеркивает актуальность темы, справедливо полагая, что она и без того хорошо ощутима.

06-IMG_6568«Полет над гнездом кукушки»

Визуальный ряд прострачивают стерильно-белое, непроницаемо-черное, кроваво-красное. В таком контексте глаз выхватывает песочного цвета берцы МакМерфи. Конечно, это скорее всего намек на ставшие привычными в нынешней повседневности берцы наших воинов, напоминание о том, что идет война, которая всегда есть посягательство на свободу. Но в окружении таких остросимволичных цветов, как белый, черный и красный, песочный цвет обувки главного героя тоже может обретать черты символа, как знак земли, почвы, которая есть опора всему: и телу, и духу. К этой ассоциации по контрасту подталкивает большие гимнастические шары, на которые то и дело садятся персонажи, — откровенный знак зыбкости их положения, а главное — внутреннего состояния. Мне, правда, показалась недостаточной детализация характеров персонажей, особенно в первом действии, хотелось более зрелищной концовки. Впрочем, возможно, отсутствие яркой визуальной точки связано с оправданным отказом постановщика от излишнего педалирования публицистической остроты материала.

Спектакль Николаевского театра русской драмы «Скамейка» по одноименной пьесе Александра Гельмана (режиссер Виталий Манжелий) я впервые посмотрела год назад в Очакове, в рамках Летней театральной школы «Театрон». И вот одесский показ. Оба раза — на открытом воздухе, в Очакове — во дворе пансионата «Надежда», в Одессе — на открытой площадке одесского Дома актера, что в Люстдорфе. Честно говоря, я не люблю смотреть спектакли вне театрального зала: возникает ощущение, что театр, не уверенный в своих силах, пытается прибавить спектаклю весу экзотикой места. Так нередко и происходит, но к «Скамейке» николаевцев это не относится.

08-IMG_6878Виолетта Мамыкина и Андрей Карай в спектакле «Скамейка»
Николаевского театра русской драмы

На первом, очаковском спектакле, при всем приятном впечатлении от игры актеров и спектакля в целом, всё же было ощущение скованности и у Виолетты Мамыкиной, и особенно у Андрея Карая, отчего казалось, что иногда он играет штампами, фрагментами из других своих ролей. С тех пор театр немало поездил с этим спектаклем по городам и странам. В подобных случаях иногда теряется новизна ощущений, и спектакль тускнеет. Но бывает и наоборот: освоившись в материале, исполнители насыщают спектакль новыми красками. Это я и увидела на одесском фестивальном показе «Скамейки». А еще возникло то ощущение, которое мне всегда дорого в театре: что всё происходит здесь и сейчас, — ощущение неповторимости момента, что завтра этот спектакль и эти актеры в нем будут совсем другими, а потом — еще и еще, и каждый раз разными…

Из шести дней, которые длился XIII театральный фестиваль «Молоко», я была на молочных берегах только два дня, из десятка спектаклей фестивальной программы посмотрела лишь две постановки. Но атмосферу фестиваля, его дух, любовь к театру и людям, которые делают театр и приходят в театр, ощутила сполна. И в самом деле, чтоб почувствовать вкус молока, разве надо выпить целый бидон? Хотя кто ж откажется от бидона настоящего театрального молока… :)

«Полет над гнездом кукушки»
Полтавский муздрамтеатр им. Гоголя

IMG_6421-Кукушка-(в конец статьи) IMG_6423 IMG_6425 IMG_6451 IMG_6455 IMG_6465 IMG_6467 IMG_6475 IMG_6501 IMG_6506 IMG_6514 IMG_6519 IMG_6529 IMG_6540 IMG_6542 IMG_6549 IMG_6552 IMG_6554 IMG_6555 IMG_6588 IMG_6590 IMG_6598 IMG_6618 IMG_6622 IMG_6627 IMG_6635 IMG_6643 IMG_6659 IMG_6673 IMG_6676 IMG_6681 IMG_6690 IMG_6696 IMG_6701

«Скамейка»
Николаевский русский драмтеатр
IMG_6731-Скамейка-(в конец статьи) IMG_6734 IMG_6737 IMG_6739 IMG_6757 IMG_6777 IMG_6803 IMG_6817 IMG_6818 IMG_6833 IMG_6836 IMG_6849 IMG_6870 IMG_6886 IMG_6897 IMG_6929 IMG_6967 IMG_6968 IMG_6992 IMG_6993 IMG_6995 IMG_6996 IMG_7001 IMG_7016 IMG_7043 IMG_7053 IMG_7067 IMG_7074 IMG_7087 IMG_7088 IMG_7091 IMG_7094 IMG_7096 IMG_7100