На фестивале, посвященном тридцатилетию независимости Украины, был внушительный украинский блок. Кроме уже названных «Ста тысяч» И.Карпенко-Карого, старинных украинских свадебных песен и «Кохання у стилі бароко» Я.Стельмаха, – еще девять постановок по произведениям классической и современной украинской литературы.
В.Винниченко «Чорна пантера і білий ведмідь»
Трагедия художника
Киевский независимый проект «Театральная биржа»
Режиссура – Лев Сомов
Николаевский зритель хорошо знает Сомова-актера, режиссера, руководителя «Театральной биржи». Сам он ежегодно ставит спектакли в Николаевской русской драме, его коллектив столь же регулярно бывает в Николаеве с гастролями и постоянно участвует в фестивале «Homo Ludens». Сомов любит классику: он привозил в Николаев спектакли по Чехову, Ибсену, Мольеру, Горькому… На сей раз тоже была классика.
В этой истории бушуют страсти. И в пьесе, и на сцене. Еще бы… Молодой художник пишет картину, жена просит ее продать – нужны деньги на лечение маленького сына. Но картина не закончена… Любовь, ревность, упрямство, зависть, – через многое пройдет эта молодая пара. Картина – мать и дитя будет написана, а тем временем малыш умрет. Извечная тема: что важнее, творчество или жизнь…
В сюжетах с таким накалом страстей и насыщенным событиями сюжетом актеру важно сохранять чувство меры и акцент на внутреннем – эмоциях, переживаниях героев, чтобы в стремительной смене событий не потерялись мотивы поступков героев. На своих мастер-классах, которые Лев Сомов регулярно проводит в Театре на Адмиральской, он всегда напоминает о приоритете внутреннего над внешним. Это ощутимо и в постановках «Театральной биржи», в том числе в «Черной пантере». В этом спектакле проявился и ключевой тезис позиции Сомова-постановщика: стремление выявить заложенное в пьесе автором, а не превращать ее в полигон для собственных фантазий. Это достойная позиция, заслуживающая всяческой поддержки особенно потому, что нынче в театрах нечасто встречается такое отношение к пьесе.
На «Черной пантере» мне вспомнился другой спектакль «Театральной биржи» – ибсеновские «Привидения». У этих пьес много общего, в частности, неактуальность этих историй для сегодняшней широкой публики. Но при том спектакль по Ибсену смотреть было очень интересно, а в «Пантере» чего-то ощутимо не хватало, и это исходило не от постановки, а от материала. Дело не в том, что я не люблю драматургию Винниченко, а в том, за что я ее не люблю. Я не ощущаю в его пьесах хорошо разработанного сюжета. У Ибсена герои, события множественно, разнообразно связаны, от этого возникает ощущение объема, чего нет у Винниченко. Это качество его пьес отражается и в спектаклях. Но играют сомовские воспитанники увлеченно и честно. А еще в этом спектакле, как и в других постановках коллектива, которые мы видели на николаевской сцене, очень заметно, что Сомов передает своим питомцам собственное умение быть на сцене внутренне свободным.
А.Кравченко на основе поэзии Леси Украинки «Леся»
Лирическая драма
Киевский театр «Veritas»
Режиссура – Александра Кравченко
Фото — https://theatre.love/performances/leti-moya-dumko-leti/
Сейчас многие фестивали добавили в название слово «открытый». Не стал исключением и николаевский «Homo Ludens»: теперь это открытый театральный фестиваль. Тенденция явно новая, потому что в интернете я не нашла определение понятия «открытый фестиваль», даже во всезнающей Википедии о нем ничего нет. Насколько можно понять по программам открытых фестивалей, на них смягчены формальные рамки. В одной программе могут соседствовать спектакли разных видов театрального искусства (драматические, пластические, кукольные), разных форм собственности и статуса (государственные и частные, профессиональные и любительские), разные по театральному опыту (театры с давней историей и недавно созданные).
Театру-студии «Veritas» шесть лет, этот творческий коллектив создали студенты Киевского национального университета им. Шевченко. Судя по репертуару театра, ребят прежде всего волнуют остроактуальные темы. Спектакль, показанный на фестивале, по формальному признаку выбивается из этой тенденции, но есть же и неформальные признаки…
В сценическом действии сплетены моменты биографии и поэзия Леси Украинки, в нем немало удачных образных решений, например, мотив чистого и нечистого пения (фальшиво поет персонифицированный персонаж – Болезнь), прекрасный песенный ряд, слаженный актерский ансамбль, которым порадовали Александра Кравченко (Леся) и ее партнеры. Из проблемных моментов спектакля, может быть, самый заметный – непоследовательность (так, в эпизоде с фортепиано актриса работает с условным предметом, кстати, весьма точно имитируя игру на этом инструменте, и присутствие на сцене реального мольберта выглядит нелогично, эту линию тоже можно было решить в условном ключе). А привлекает спектакль прежде всего чистотой тона, искренним интересом к личности и творчеству Леси Украинки, к своему делу, к зрителю. Им веришь. Это доверие остроактуально и для искусства театра, и для нашей жизни в целом.
Лещёва Т., Собержанский С. «Нескорений… або шлях ста зневір»
Запорожский украинский муздрамтеатр им. В.Магара
Режиссура – Татьяна Лещёва
Сценография – Наталья Мацук
Еще один украинский поэт стал героем фестивальной программы. «Нескорений» – моноспектакль про Василя Стуса. Такие постановки невозможны без актерской , искренности. Нужно, чтобы зритель верил исполнителю. А в материале с таким трагическим накалом, как этот, актеру к тому же не обойтись без чувства меры. Кроме того, Сергей Собержанский удачно работает с главным визуальным образом спектакля – клеткой-камерой. В ткань постановки логично вплетаются несколько акробатических трюков, которые он выполняет с легкостью (актер в прекрасной физической форме), и все они несут смысловую нагрузку, как, например, эпизод, когда актер висит на вывернутых руках, и голос его персонажа звучит всё так же мощно и внятно. Как и в спектакле о Лесе Украине, здесь чистота тона исполнителя, искренняя увлеченность материалом всей постановочной группы – самые важные из свойств спектакля.
М.Матиос «Серце навпіл»
Драма
Одесский украинский муздрамтеатр им. В.Василько
Режиссура – Алексей Гнатковский
Сценография – Юлия Зауличная
Коллектив одесского театра не новичок на николаевском фестивале. В этот раз сценическая встреча с одесситами не то чтобы разочаровала, – вызвала неоднозначные ощущения. Я, например, никак не могла понять, про что играем. Про кого, про какую трагедию, кто палачи и кто жертвы. Разумеется, в трагедиях евреев и украинцев много общего. Так же как много общего в злодействах фашистов и советских «освободителей». Но в любом случае зритель не должен теряться в догадках о смысле происходящего на сцене (если, конечно, в этом нет художественной задачи). Возможно, проблема в том, что автору инсценировки не удалось собрать в непротиворечивое целое материал двух новелл М.Матиос и, как указано в буклете фестиваля, нескольких сцен, написанных ею специально для этой постановки (неустраненные противоречия драматургического материала сцена обычно усиливает).
А может быть, постановщик переборщил, не сумев совладать со своей щедрой фантазией (в спектакле немало выразительных эпизодов, например, любовная сцена надевания свитки, а потом танца). Причем переборщил не просто с образами – с символами. Если образный язык спектакля строится на символах, как в этой постановке, их не должно быть слишком много. В противном случае зритель многое упустит – просто не успеет осознать, а перенасыщенная смыслами ткань спектакля распадется. Такова уж природа символа, этого сгустка смысла. Актеры играли хорошо, верней существовали в пространстве этой сценической истории. Меня особенно впечатлил библейской внешности старик у края сцены. Он сидел лицом к зрителям, а история, которую рассказывал театр, разворачивалась у него за спиной. Он не принадлежал этой истории – он принадлежал Времени, воплощая собою его вечное, непрерывное движение.
(Далі буде)
Фото
«Чорна пантера та білий ведмідь»
«Леся» Фото — https://svidok.info/en/evidence/58060
Фото — https://theatre.love/performances/leti-moya-dumko-leti/
Фото — https://svidok.info/en/evidence/58060
Фото — https://svidok.info/en/evidence/58060
Фото — https://svidok.info/en/evidence/58060 Фото — https://svidok.info/en/evidence/58060
«Нескорений»
Все фото — с сайта театра
https://magara.zp.ua/vystavy/neskorenyjabo-shlyah-sta-znevir/
«Серце навпіл»