00-миниатюра

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ОНЛАЙН

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ОНЛАЙН: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ

В Запорожье на базе Городского Дворца детского и юношеского творчества под эгидой Государственного Центра внешкольного образования Министерства образования и науки Украины больше десяти лет проходит ежегодный обучающий Всеукраинский открытый детско-юношеский фестиваль-мастерская авторской песни «Солнечный зайчик». Создатель и душа фестиваля, художественный руководитель Запорожского Театра поэтической песни Елена Алексеева и ее коллектив организовывали и проводили фестиваль, естественно, вживую. Зная изобретательность и неутомимость Елены, можно было не сомневаться, что карантин не станет препятствием для «Зайчика». В конце октября – начале ноября фестиваль в 12-й раз собрал ребят, на этот раз онлайн.

Эта трехдневная ZOOM-конференция стала неординарным событием в фестивальном движении. Вместе с Еленой Алексеевой мыслями и впечатлениями делятся многолетний педагог фестиваля, руководитель Киевского экспериментального театра авторской песни «Этап» Николай Чернявский и руководитель кружка песенной поэзии и туризма «Обрій» Запорожского гидроэнергетического колледжа Анна Киящук. Каким был фестиваль в этом году?
01
Николай Чернявский:

— «Солнечный зайчик» – это каждый год что-то новое, но «Зайчик-2020″ был сложным и необычным, как никогда. Эпидемия. Непривычный для многих ZOOM. Дистанционное общение, невозможность физической и эмоциональной синхронизации в тренингах, индивидуальных мастерских «под лестницей» или «на лавочке»… Технику все же повернули лицом к людям благодаря обеспечению круглосуточным ZOOMом, администрированию Жана Селезенева и Кирилла Алексеева, модераторской помощи «перезайцев» – повзрослевших участников предыдущих фестивалей, которые и сейчас не расстаются с «Солнечным зайчиком». И сделали это настолько успешно, что на финальном педсовете я несколько раз оговорился: «Когда ребята приедут домой…» Было абсолютно то же ощущение полного присутствия, что и в прошлые годы на «живом» фестивале. Но техника одна не справилась бы, не вложи люди душу в свое дело.

К сожалению, по личным обстоятельствам я не смог присутствовать на большинстве лекций. Но все они были о важном, и я видел восторженные отзывы в чатах от взрослых и детей.

02Николай Чернявский

Елена Алексеева:

При формировании программы фестиваля передо мной стоял вопрос, какие новые знания нужны молодым людям, которые в условиях карантина остались один на один с монитором и гитарой в руках, что поможет их творческой реализации в Интернете в сложившейся ситуации? С другой стороны, в новых условиях высвободилось время для обучения руководителей коллективов, которого всегда не хватало на «живых» фестивалях.

Анна Киящук:

- Семь лекций, проведенных в рамках фестиваля, дали и детям, и взрослым новую информацию, крайне необходимую в изменившихся условиях. О настройке звука в программе ZOOM для музыкантов рассказал известный звукорежиссёр и музыкант Лев Кузнецов. Информацией о создании собственного музыкального клипа в домашних условиях поделился музыкальный руководитель Театра поэтической песни Жан Селезенев. Возможности дистанционной записи звука и видео, их сведение и монтаж для ансамблевого номера показали Елена и Лера Лысенко (впервые в истории фестиваля проведение лекции было доверено участникам). Известный автор-исполнитель Дмитрий Долгов рассказал об оформлении авторских прав и юридических аспектах этой темы. Режиссер Сергей Рубашкин — об особенностях контакта со зрителем, уделив особое внимание технике подачи звука в пространстве. Елена Гаджилова поделилась авторской режиссерской методикой «Пять вопросов при работе над сценическим воплощением песни или стихотворения». Выдающийся гитарист Борис Бельский открыл личные секреты дистанционного обучения игры на гитаре для начинающих. Все лекции были снабжены ссылками на разнообразный материал по темам лекций и использованные интернет-источники.

03Марк Толмачёв
(кружок авторской песни ГДДиЮт, Запорожье)

Елена Алексеева:

— Лекции действительно были уникальными. Опыт работы в ZOOM-платформах еще недостаточно изучен, он даже системно не артикулирован. Большинство статей в Интернете на эту тему опубликованы на иностранных языках, да они и мало чем могут помочь неспециалисту. А потребность в таких знаниях велика.

Николай Чернявский:

— Конечно, лекции не заменили привычных тренингов, но оказались долгожданным прорывом в новое качество. А лекция-демонстрация руководителя киевского детского бардовского театра «На Подоле» Елены Лысенко и её 14-летней дочери Леры о дистанционном создании ансамблевого ролика вообще стала бомбой. Как сказал один из руководителей делегаций, если бы то же самое объяснял профессионал, я бы ничего не понял и закомплексовал, а тут я понял все, поверил в себя и захотел немедленно попробовать. По-моему, это высшее признание.

Творческих мастерских было в этот раз всего четыре и времени на их работу отвели всего два часа. Этого, конечно, мало. Но каким-то чудесным образом, отчасти благодаря тому, что незаметная, но очень важная часть работы мастеров началась еще параллельно встрече-знакомству, практически все участники были расслышаны и в подавляющем большинстве случаев в конце фестиваля действительно оказались богаче, чем в начале, независимо от того, получили они награды или нет. А кого не успели расслышать, мы совестливо помним и надеемся на продолжение разговора в группе или в индивидуальной переписке.

04Рабочие моменты. Ярослава Омельчак ,
Елена Алексеева, Жан Селезенев (Запорожье)

Не могу не сказать и об удивительном, доселе небывалом консенсусе при формировании списка награжденных и участников заключительного концерта. Возможно, это было вызвано обострившимся при такой дистанционной форме ощущением необходимости успеть расслышать каждого и никого не обидеть невниманием, потому что невозможно так же, как «вживую», утешить ребенка в случае, не дай Бог, педагогической ошибки.

Дети и их руководители из Запорожья и Чернигова, Киева и Харькова, Славянска и Бахмута Донецкой, Шепетовки и Нетешина – Хмельницкой областей, Днепра, Сум, Полтавы, Львова, Стрыя… Кружки песенные и географические, поэтические и музыкально-инструментальные, с многолетними традициями бардовской песни и только на этом фестивале с ней соприкоснувшиеся. Педагоги с огромным опытом и стажем – и преподаватели-дебютанты. Русский и украинский, свободно перетекающие один в другой в песнях, стихах и разговорах. Возраст участников – от 6 до 21 года… Разношерстность? А вот и нет: единство многообразия. Абсолютная корректность и доброжелательность взрослых и взаимное понимание детей, даже без ночных посиделок.

05Григорий Фалькович

Благодаря ZOOM теперь на «Зайчик» открыта дорога преподавателям и мастерам АП из других стран. И еще за одно спасибо технике: даже заболевшие дети, которые не смогли бы приехать физически, полноценно участвовали в онлайн-фестивале.

А еще наш фестиваль – это урок доброты и благодарности. Добрым словом вспоминали удивительного мастера-поэта, мудрого Александра Медко, безвременно ушедшего после прошлогоднего фестиваля. И прямо во время этого фестиваля умер педагог из Стрыя Игорь Михайлив. Но свет от хороших людей длится долго: его воспитанник Богдан Пахарук стал призером, а Богдан Самборский – лауреатом, да таким, что Елена Гаджилова, составлявшая программу заключительного концерта, взяла его песню «Повір у мрію!» в качестве заглавной. Ребята из-за прощания с учителем не смогли принять участие в заключительном концерте, но мы ждем их в серии будущих зум-встреч, которые запланировали проводить на подведении итогов фестиваля.

Не хочу много говорить о лауреатах и призерах. Их было немало, все по-честному заслужили награды и право участия в заключительном концерте, который был не хуже уровнем и уж точно лучше искренностью чувств, чем иные «взрослые» концерты.

И главное открытие фестиваля. В этот раз им была программа по детской поэзии Григория Фальковича и песням на его стихи. Подарком и открытием для многих были парадоксальные, написанные потрясающим украинским языком с ненавязчивым вкраплением иврита, лукавые и серьезные, разноцветно-образные стихи Фальковича, за которые он, давно оцененный высокими поэтическими премиями как «взрослый» поэт, по праву стал прижизненным классиком украинской детской литературы.

06Григорий Фалькович

Это была единственная программа на фестивале, которая готовилась заранее. Дети из разных городов самостоятельно, на свой вкус, выбирали и готовили песни. Как автору сценария, мне нужно было лишь деликатно вписать их в выступления взрослых авторов музыки Жана Селезенева и блистательного киевлянина Владимира Семенова, что само по себе было подарком.. Но главным в этой программе оказался мудрый в своей простоте и доброте магнетизм личности самого Григория Аврамовича. Как выдохнула по первому впечатлению Елена Гаджилова, «этот просветленный восьмидесятилетний поэт…»

Анна Киящук:

— Вот и родилась современная украинская авторская песня для детей. Такая, которая может воспитывать в них лучшие человеческие качества.

Елена Алексеева:

— Открою секрет. Сразу после фестиваля мне позвонила редактор методического журнала «Дошкольное воспитание» и предложила начать цикл публикаций песен для детей дошкольного возраста. Это уже настоящая популяризация нашего творческого опыта.

Николай Чернявский:

— Ну вот. «Жаль, что вас не было с нами». Но коль скоро нам удалось перехитрить эпидемию и приручить технику, есть надежда, что чудеса своими руками будут продолжаться. По крайней мере, я точно знаю, что Елена Алексеева, добрая и энергичная «мама» этого фестиваля, не успокоится и придумает для нас и с нами что-то еще, наперекор всем трудностям. За что ей низкий поклон, пожелание сил и наше обещание подставить плечо. Потому что кто, кроме нас?

07Жан Селезенев

Анна Киящук:

— «Солнечный зайчик-2020″ – это три неимоверно насыщенных дня в ZOOM с утра до позднего вечера. Казалось, за три дня ты прожил три недели. Встреча-знакомство – поток теплых эмоций. Взаимные приветствия, встреча старых друзей… На экране монитора в окошках – и дети, и взрослые. Видишь всех сразу. То тут, то там появляются хлопающие ладошки или сердечко, добрые отзывы в чате. Эффект присутствия.

«Зайчик» – это стремление взрослых, организаторов и педагогов, сделать всё возможное для разностороннего развития способностей каждого ребенка, как музыкантов, поэтов, вокалистов и актеров. Каждому – максимум внимания, целый перечень советов технического, художественного, а часто и мировоззренческого свойства. При этом ненавязчиво и тактично. Исполнительское мастерство и композиторское творчество на этом фестивале были под началом Олега Рубанского, лауреата фестивалей авторской песни, преподавателя-методиста киевской Школы Джазового и Эстрадного искусства. Авторы попали под опеку Николая Чернявского, а сумчанин Игорь Касьяненко, поэт, журналист, директор «Агентства творческих событий», работал с молодыми поэтами, ему помогала «перезаяц» Лера Калашник из Киева. Многолетний режиссер Запорожского Театра поэтической песни, ныне киевлянка Елена Гаджилова курировала наиболее сильных участников и вместе с ними создала заключительный концерт-спектакль, одновременно обучая их основам сценарной работы.

08Елизавета Нестерова
(Театр поэтической песни Елены Алексеевой)

Мастерские – отдельные кабинеты в ZOOM – работали одновременно. Технически обеспечивавшие фестиваль Кирилл Алексеев и Жан Селезенев, быстро и незаметно координировали работу, проверяли наличие и качество звука, помогали советами, – колоссальная работа!

Сейчас в Украине проводится много детских онлайн-фестивалей-конкурсов, за участие в которых одного ребёнка, как правило, нужно заплатить 250-300 гривен. Кто-то скажет: это нормально, ведь люди работали. На обучающем фестивале «Солнечный зайчик» все мастера, лекторы, организаторы работали бесплатно.

«Солнечный зайчик» – живое действие. Это оранжерея, в которой бережно растят молодые таланты, учат детей мыслить, чувствовать, понимать и любить мир. Ребята, попавшие на фестиваль впервые, и те, что из года в год приезжают в Запорожье, педагоги, организаторы, все мы – дружная семья. А в нынешнем году и родители ребят получили возможность наблюдать за фестивальной жизнью, и это сближало их со своими детьми, – во многом новый и необыкновенно полезный опыт.

Уважение и благодарность организаторам, педагогам, ребятам-участникам за праздник творчества, профессионализма и человечности!

09Рабочий момент

Елена Алексеева:

- Прежде всего, огромная благодарность харьковскому Интернет-клубу авторской песни «Поем вместе!» (руководитель Олег Рыженко) за возможность бесплатно пользоваться безлимитной ZOOM-платформой. Это позволило технической службе фестиваля провести с каждым из девяноста восьми участников будущего фестиваля проверку технической готовности, помочь советом, а кое-кому и практически. А накануне они еще и вывели весь состав участников и руководителей на техническую репетицию. Во время фестиваля к администраторам присоединились еще и модераторы отдельных мероприятий, «перезайцы». Напряженная, незаметная и быстрая работа технической службы позволила осуществить все творческие замыслы организаторов «карантинного» фестиваля. Высших похвал заслуживают наши мастера и лекторы. В результате их работы мы получили прекрасный обучающий видеоматериал, который уже востребован в сети.

10
Более тридцати участников получили награды фестиваля: грамоты Министерства образования и науки и благодарственные дипломы Запорожского городского Дворца детского и юношеского творчества. Каждая награда имеет персональную формулировку личных достижений участника во время фестиваля. Это наш принцип, ибо каждый ребенок индивидуален.

Огромное счастье – получить по окончании фестиваля отзыв, который прислал нам девятнадцатилетний Захар Самборский из Стрыя Львовской области: «Дуже цікаво та приємно було з вами працювати! Ваш талант і бажання змінювати молодь дає нам шанс навчитись, тому, що ми самі б досягли з важкими зусиллями і з великим на те потраченим часом. Ваша турбота та доброта надихнула нас на подальше вдосконалення у мистецтві. Завдяки цьому фестивалю ми повірили в себе та у свої сили, і це надзвичайно допомогло! Я сподіваюсь, що ви надалі будете нести ту радість, майстерність, тепло нашій молоді, що ми, «діти», надалі зможемо вчитись у вас новому! Очікуємо зустрічі з вами на нових фестивалях та майстер-класах! Велике спасибі вам!»
11
Итак, мы это сделали! Нынешний онлайн-фестиваль, безусловно, шаг вперед. А впереди много работы. Уже стартовал дочерний проект фестиваля «В созвездии «Солнечного зайчика»» – ежемесячное интернет-общение молодых авторов-исполнителей между собой, с известными бардами, поэтами. Это будут как концерты, так и творческие мастерские.

Первая встреча была целиком посвящена выступлениям участников прошедшего фестиваля: сперва победителей, а во второй части пели все желающие. Очень важно, чтобы каждый участник имел возможность высказаться. Сразу появляется стимул готовить новые песни или стихи. И здесь велика роль руководителей на местах. Январский эфир готовят наши «перезайцы». Дальнейшие планы активно обсуждаются…

Какова перспектива онлайн-формата для авторской песни, в целом, и наших обучающих программ, в частности? Рано или поздно жизнь войдет в нормальное русло, живые фестивали, концерты, конечно, будут. Но и такие встречи онлайн, я думаю, тоже останутся, так как серьезно расширяют возможности, только этим надо грамотно пользоваться. Недавно ко мне обратились ребята из Нью-Йоркского клуба авторской песни «Синий троллейбус» с просьбой проконсультировать по детским мастер-классам в формате фестиваля. Помогли, всем, чем могли. А попутно договорились о совместном украино-американском молодёжном эфире.

Сейчас мы имеем возможность увидеть, услышать людей, которых никогда не смогли бы, да, может, уже и не сможем увидеть у себя в Запорожье. И не только услышать, но и пообщаться с ними. Например, недавно израильтяне проводили онлайн-концерт Сергея Никитина и его сына Александра, которые в это время находились в Америке. Да, мы купили билет, но за эти тринадцать долларов перед экраном компьютера нас могло сесть хоть сорок человек. И это был не только концерт, но и прямой контакт. Вот Никитин отпел, мы все включились и задавали вопросы. Я рассказала, что летом и осенью здесь, в Запорожье, мы проводили концерты у памятной доски нашего земляка Виктора Берковского, соавтора и друга Сергея Яковлевича, пели его песни. Татьяна Никитина, которая в это время находилась дома в Москве, так обрадовалась! Потом я спросила, когда наконец опубликуют нотный сборник песен Никитина: у него первый и последний толстый сборник песен вышел в 1994 году. Никитин радостно сказал, что Александр Костромин и Вера Романова как раз сейчас над этим работают и что первая часть уже готова к печати. Через несколько дней, на другом прямом эфире мы общались с Костроминым, и я рассказала ему об этом, а он – «Вот бы Никитин еще и мне это сказал. Пусть дает отмашку – мы начнем печатать». Ну, я бы никогда не стала на эту тему писать Никитину, и, может, он бы мне и не ответил. А тут сразу столько полезной и важной информации.

12

Какие проблемы приносит онлайн-формат в наши образовательные проекты? В первую очередь, технические. Например, сам по себе ZOOM не предназначен для музыкальных мероприятий. Он хорош для лекций и тому подобных жанров. А музыку он воспринимает как шум и гасит его. То есть чтобы проводить в ZOOMе музыкальные мероприятия, надо знать много технических вещей и правильно всё настраивать, поэтому и проводим каждый раз технические репетиции (причем ZOOM часто обновляется, так что надо всё время быть в курсе обновлений). Кто-то из наших детей поет в специальный микрофон, кто-то в смартфон, кто-то – в камеру на компьютере, и всё это разный уровень звука. Поэтому на наших интернет-встречах больший упор делаем на обучение и общение, чем на качество звучания. Когда мы, взрослые, проводим свой онлайн-концерт, стараемся, чтобы звук был нормальный, но от детей этого требовать не можем. Понятно, что техническое оснащение будет улучшаться, и решение этих проблем – дело времени. Если хорошо всё организовать и создать атмосферу, правильно вести эти встречи, создается впечатление, что мы все находимся рядом. Ну да, синхронно петь нельзя, но и только.

Вот, кстати, тоже проблема – интернет: то он тормозит, то обрывается. А может и не быть электричества…

А если взять онлайн-выступления в целом… Вот, например, публика. На онлайн-концерте Никитина было тридцать четыре человека. А его концерт в Запорожье собрал бы полный зал на пятьсот человек. В лучшие времена у него и тысячные залы были. У некоторых из тех, кто зарабатывал концертами, сейчас большие проблемы. Так как наш коллектив регулярно за деньги не выступал, а в последние два года по объективным причинам вообще выступал нечасто, для нас эти перемены прошли практически безболезненно. Ну разве что пришлось перевезти недостающую звуковую аппаратуру домой: стало немного теснее. Зато сейчас мы в любой момент можем свободно включиться в любую трансляцию. Уделяем также внимание фону, освещению. Бесплатные прямые эфиры могут транслируются в ФБ и сохраняются на Youtubе-канале. Они собирают тысячи просмотров.

Мы сейчас раз в неделю постоянно выходим в эфир в одной программе, поддерживая таким образом форму. Проект серьезный, за две недели уже знаем, что надо готовить. Это не двадцать песен, но и не одна-две. Еще я планирую сделать в январе сольное выступление. На той же ZOOM-платформе, на которой проходил фестиваль.

Понимаешь, сейчас таких встреч в одно и то же время происходит множество по всему миру. Израиль, Америка. Германия… В Украине в области авторской песни более-менее регулярно работают две платформы. Выбрать можно.

Мы пытаемся осваивать и активно развивать всевозможные формы работы в сети, в том числе и создание видеоклипов на основе песен и стихов, видеоконцертов различных форматов. Если карантин ослабят, с весны продолжим «живые» выступления у мемориальной доски Берковского и будем работать над созданием там уличной концертно-мемориальной зоны. А пока я не вижу в ближайшем будущем особых перспектив работы в традиционном «заловом» формате. Хотя очень люблю петь в залах. В хороших залах…

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля «Солнечный зайчик»