ПРАЗДНИК КУКОЛ В КРОПИВНИЦКОМ
Третий открытый театральный фестиваль «Scene-fest»
Кропивницкий, Кировоградский областной театр кукол
17-20 сентября 2021
На торжественной презентации фестиваля в уютном дворике театра было шумно, весело, без помпезности, с теплотой. В хорошем смысле — по-домашнему. Выступали известные кировоградские художественные коллективы, и участники, гости фестиваля, приехавшие из разных регионов Украины, ощутили ту культурную атмосферу, в которой живут, работают хозяева театрального праздника. На открытии фестиваля, посвященного тридцатилетию независимости страны, естественно, звучали патриотические мотивы. Естественно, были козаки. Впрочем, они — непременные участники фестивалей театра. Что и неудивительно для тех, кто знает статных, видных артистов этого коллектива. «И я там был», меда-пива, правда, не пил — не было их, зато была вкуснющая каша с мясом, которой угощали всех присутствующих радушные хозяева фестиваля.
Всё это по традиции происходило в конце первого фестивального дня, перед вечерним спектаклем. А начался фестиваль, как всегда, с утреннего и дневного спектаклей. О чем и как рассказывали кукольники на этот раз своим зрителям, маленьким и взрослым?
«Гарри Поттер — это ты!»
А.Кашнер, Н.Король, Я.Грушецкий
Черкасский областной театр кукол
Режиссер Я.Грушецкий
Художник К.Чепурная
Фото с сайта театра https://teatrlalek.carrd.co
Герои сказки бросаются на выручку другу, которого похитил злой волшебник, но они опоздали. Впрочем, в сказке невозможное — возможно, только, как и в жизни, за всё надо платить. Наши герои могут спасти друга, только для этого им придется утратить всю свою волшебную силу. И они готовы на это, ведь спасают друга…
Как всегда, черкащане создали яркую, динамичную сказку. В ней много движения, зажигательной музыки. К сожалению, в этом калейдоскопе красок и звуков нередко терялся сюжет. А может быть, такое впечатление возникало оттого, что событийный ряд был недостаточно выстроен.
«Украинские витинанки»
С.Михайлова
Криворожский городской театр кукол
Режиссер, художник С.Михайлова
В спектакле криворожан истории как таковой не было. Была масса сценок, в которых четверо артистов с завидным азартом демонстрировали невероятные превращения обычных предметов. Там из нескольких платков создали целое птичье семейство: петуха, кур, цыплят, а сооруженные из пары палок и кусков ткани казаки лихо отплясывали гопак… Много разных превращений показали артисты своим маленьким зрителям. Давно я не видела у криворожан такого задорного спектакля. Показалось даже, что артисты слишком увлеклись фантазированием и перенасытили свою явно удавшуюся постановку…
Кировоградский фестиваль имеет статус открытого. В нем участвуют не только государственные театры кукол, но и частные, и любительские. В этом году частные театры были представлены двумя коллективами — из Мариуполя и Николаева.
«Твой — не твой ангел»
Лана Ра
Мариупольский негосударственный театр
«Terra Incognita» — Свой театр для своих
Режиссер А.Левченко
Спектакль мариупольцев адресован взрослому зрителю. Это история молодого архитектора-неудачника, который решил свести счеты с жизнью. В этот момент ему является ангел-хранитель, разговоры с которым предсказуемо возрождают в нашем герое интерес к жизни. Я видела две постановки по этой пьесе, оба театра не заметили, что поворотное событие сюжета весьма неоднозначно, и не обыграли этот момент. К герою возвращается жажда жизни, когда он узнаёт, что является реинкарнацией великого испанского архитектора конца ХІХ — начала ХХ века Антонио Гауди. А ведь такой поворот, как минимум, подвергает сомнению ценность человеческой индивидуальности. По-видимому, этого не осознавала драматург и не отразила в пьесе, что не снимает вопросов к постановщикам…
«Сказки волшебной шкатулки «
М.Шувалов
Николаевский частный театр кукол «ИстАрт»
Режиссер К.Гросман
Художник О.Филончук
Николаевские артисты извлекли из своей чудо-шкатулки известных всем персонажей — Колобка, Деда с Бабой, Зайчика, Лису, Медведя. И разыграли с ними свой вариант знаменитой сказки. В традиционном для современного театра кукол сочетании кукольного и живого планов. Общение актера и куклы получилось живым, естественным и уместным, а вот активной работы с куклой мне в этом симпатичном спектакле не хватило.
«Правдивая козацкая сказка»
Б.Мельничук
Кировоградский областной театр кукол
Режиссер В.Ставрианиди-Стогодюк
Художник О.Шарий
Хозяева фестиваля кировоградские кукольники показали сказку в одном из самых сложных жанров — героического эпоса. Герой и его друзья-козаки борются со страшным Змеем — за свободу, за человеческое достоинство, за жизнь. Такие жанры предполагают скупые выразительные средства, отсутствие декоративности. Всё сосредоточено на актере, а в актерской работе — на интонации. У кировоградцев крепкая труппа, это подтвердилось и на фестивальном показе. Точность, чистота интонации в спектаклях героико-патриотической тематики особенно значимы в наше время тотального скепсиса.
«Коварная Жаринка»
Н.Бонь
Запорожский областной театр кукол
Режиссер А.Кузьмин
Художник Л.Зиновьева
Еще один сложный жанр — спектакль-урок, когда сюжет развивается в жестких рамках темы и заранее известен не только взрослым, но часто и детям. В таких условиях нелегко создать увлекательную историю. Тут несколько путей ведут к успеху, и прежде всего — динамичный событийный ряд и изобретательная работа с куклой. В запорожском спектакле о правилах пожарной безопасности четко выстроенный сюжет был, а вот работы с куклой, увы, не хватало.
«История о мышонке Муфе и балерине Питти»
по пьесе А.Попеску «Солнечный луч»
Херсонский областной театр кукол
Режиссер О.Шаламова
Художник О.Гоноболина
Много привлекательных моментов в херсонском варианте сказки про мышонка, который починил фарфоровую балерину, а она спасла его от кота. Весь спектакль согрет не только добротой этой истории, но в еще большей степени — любовью к кукле, явно ощутимой в постановке. Отсюда — такое узнаваемое, «человеческое» поведение кукольных героев. А еще херсонский спектакль прочно опирается на сюжет. Пьеса А.Попеску очень популярна, спектакли по ней идут во многих театрах. Из виденных мною постановок херсонский вариант сюжета — наиболее логичный, выстроенный.
«Те-ре-мок»
П.Гирник, С.Брижань
Хмельницкий областной театр кукол
Режиссер С.Брижань
Художник О.Савицкая
По-моему, здорово поставленный и сыгранный детский спектакль одинаково завлечет зрителей от мала до велика. Хмельницкий «Теремок» — вот уж где просто пир постановочной и исполнительской фантазии! Любовь к кукле, юмор, ирония, радость игры соединились в прелестный спектакль, который восхитил всех: и детей, и взрослых.
«Красная Шапочка»
В.Ибрагимова
Театр драмы и кукол «Саламандра» (с. Гребинка Киевской обл.)
Режиссер В.Ибрагимова
Художник К.Рудакова
Вольная фантазия на традиционный сюжет — прием популярный и действенный. В пьесе в соответствии с новым местом действия — магазином модной одежды — небезынтересно обыграны и перипетии классического сюжета. В спектакле были симпатичные моменты, но, к сожалению, общее впечатление портили неудачные мизансцены. Например, когда манекен мамы Красной Шапочки отчего-то расположен за стойкой для шляп, причем сюжетного значения это не имеет. Просто недосмотр постановщика.
«Крашеный Лис»
И.Франко
Житомирский областной театр кукол
Режиссер А.Кожевников
Художник О.Войткевич-Шевченко
Житомирская постановка была одной из самых динамичных на фестивале и самой короткой: полчаса. Впрочем, это выяснилось потом. А непосредственное ощущение было: спектакль шел ровно столько, сколько нужно было сюжету. Это соответствие времени происходящему на сцене, к сожалению, не такой уж частый гость в спектаклях для детей. Мне всегда казалось, что основной причиной отступлений от сюжета в детских постановках (излишняя разговорчивость персонажей, музыкальные вставки) является ощущение театра, что получасовой спектакль — слишком мало. Но пример житомирцев показывает, что это не так.
«Отель двух миров»
Э.-Э.Шмитт
Запорожский детский театр «Свия»
Режиссер, художник С.Емец
Хоть этот коллектив и называется детским, ясно, что возрастные рамки его участников гораздо шире. Когда подростки берутся за взрослый репертуар, за темы, которые им не знакомы просто в силу недостаточного жизненного опыта, может быть, единственной опорой в таких опытах есть искренний интерес к неведомому, а от него — искренняя интонация. И это порадовало на фестивальном показе.
Из общих проблемных впечатлений отмечу два. Слишком длинная экспозиция — бич многих постановок для детей. Спектакль долго раскачивается, пока доберется до сюжета. Долгая раскачка и взрослых-то зрителей расхолаживает, а уж малышей и подавно. Вторая проблема касается художников. Такое впечатление, что они часто не видят картинку в целом: как будут выглядеть эти персонажи на этом фоне, не потеряются ли в пестроте фона, достаточен ли контраст фона и куклы. А еще впечатление, что театральные художники часто мыслят статично, не учитывая специфику театра как искусства временнОго, в котором картинка — меняется…
А позитивных впечатлений — много. Разнообразная программа, хорошие спектакли, постоянные участники, старые друзья и любимцы, знакомство с новыми коллективами, фирменная душевная, домашняя атмосфера в Кировоградском кукольном, дружелюбие и профессионализм всего коллектива во главе с Григорием Педько. И неудивительно, что они вызывают доверие: на фестивале состоялись несколько первых премьерных показов спектаклей. И конечно, замечательный кировоградский зритель: и дети, и взрослые. Недаром мы все ждем следующей встречи у гостеприимных кировоградских кукольников.